Иногда конфронтация должна быть жесткой и бескомпромиссной – тогда мы, несомненно, достигнем результата. А вот построение дальнейших отношений с пациентом может стать особой проблемой.
Для смягчения конфронтации мы используем обороты «могли бы вы мне объяснить», «если я не ошибаюсь…», «только не обижайтесь, пожалуйста…» Такие «протекторы» несколько смягчают конфронтацию.
Обобщение в интервью может рассматриваться в качестве отдельной технологии или же варианта конфронтации. Оно позволяет подвести итог беседе, помогает сконцентрироваться на главном, удерживает последовательность беседы. Обобщение проводится в конце встречи или в начале следующей. Лучше, когда обобщает пациент.
Интерпретация – важный и очень сложный аспект интервью. Она зачастую содержит вызов первоначальной точке зрения собеседника и может вызвать его протест. Поэтому к каждой интерпретации мы тщательно готовимся и во время одной встречи проводим не более двух-трех интерпретаций.
Завершая интерпретацию, мы иногда используем еще одну сложную методику – даем совет собеседнику.
Технология совета
Совет – это пожелание, информация, общие идеи о том, как вести себя, думать, действовать.
Осторожное, умеренное и квалифицированное использование совета может дать собеседнику полезные сведения и способствовать достижению им желанного результата. Здесь можно использовать следующий опыт.
Давать совет можно только по повторяющейся, настойчивой просьбе собеседника. Совет, навязанный собеседнику, обычно не выполняется.
Как только в процессе беседы вас начинает переполнять чувство собственной значимости, как только вы ощущаете, что знаете решение проблемы собеседника и желаете дать совет, особенно важно остановиться и убедиться в том, насколько собеседник готов принять ваш совет. Ведь совет возвышает того, кто его дает, и часто принижает того, кто его принимает.
Кроме того, раздача советов создает иллюзию у терапевта об эффективности и законченности работы, тогда как пациент так не считает и не чувствует. Можно считать, сколько советов дается в течение беседы. Ценность каждого последующего совета падает, или же он обесценивает предыдущий. Оптимальное количество советов в течение одной беседы – один-два. Когда же совет не принимается, собеседники часто начинают играть в психологические игры. Такие, как: «Я только стараюсь вам помочь», «Почему бы вам не…», «Да, но…» и другие.
Совет – это тонкая техника, нуждающаяся в филигранном исполнении.
Совет представляется мягкой конструкцией.
Технология директивы
Для директивы, или указания, действительны все ограничения, названные для совета.
Директива состоит в том, что мы сообщаем пациенту, какое действие, поступок ему следует предпринять или какого стиля поведения придерживаться. Функция директивы – ясно показать собеседнику, какого действия от него ждут.
Уместная и квалифицированная директива является одной из наиболее сильных техник. Тогда как неуместная или неумело выполненная директива только компрометирует терапевта в глазах пациента. Директив не может быть более одной-двух в течение одной встречи. Причем каждая следующая из них не только сама менее ценна, но и снижает ценность предыдущей.
Во время беседы оценить эффективность директивы можно, используя технику обратной связи.
Технология обратной связи
Эта технология важна для обоих собеседников: ведь часто необходимо установить, насколько мы правильно понимаем собеседника и насколько тонко он понимает нас.
Обычно обратная связь проводится в форме повторения и обобщения сказанного.
Мы повторяем в обобщенной форме то, что сказал собеседник. Это можно сделать после оборота «правильно ли я вас понял?» или «если я ошибусь, поправьте меня, пожалуйста». Мы обозначили то, что сказал собеседник, а он выслушал нас.
Обратная связь может проводиться несколько раз во время одной беседы. Этим мы убеждаемся в правильности понимания собеседниками друг друга и поддерживаем на должном уровне внимание собеседников.
В другом варианте мы просим собеседника повторить то, что мы ему сказали. Это обязательно надо проделывать в конце встречи, для того чтобы собеседник уточнил, как он вас понял и как будет выполнять рекомендации, если таковые давались.
Это заключительная процедура обратной связи. После нее проводится воздействующее резюме.
Воздействующее резюме
Воздействующее резюме – важный фрагмент завершения беседы. Уровень его директивное(tm) определяется в зависимости от того, насколько настроен на директивность собеседник. Мы сообщаем пациенту о тех результатах, которые удалось достичь за время беседы, подводим итоги и, что важно, помогаем перенести достигнутые в беседе результаты на поведение в реальной жизни.
Это организация опыта всей беседы, оформление результата встречи.
Другие материалы:
Биологические теории эмоций
Теория П.К. Анохина.
Анохин рассматривал эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирался на теорию эволюции Ч. Дарвина. Он ...
Структура конфликта
Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спец ...
Формирование личности подростка в семье
Семья как специфичная закрытая система воспитания, воздействует на человека на протяжении, всей его жизни: то, что в детские годы приобретается в семье, будет перенесено в дальнейшие периоды жизни, а усвоенная модель семейного воспитания ...