Преподавателями кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры и спорта Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева разработаны рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов по специальности «Физическая культура».
Первый курс:
· создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии;
· помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней;
· формирование положительного отношения к своей профессии;
· обеспечение успешной адаптации студентов к новым социальным условиям.
Второй курс:
· знакомство с профессиональной деятельностью;
· формирование профессионального идеала, умений и навыков;
· приобщение студентов к профессиональному самообразованию;
· умение анализировать социально значимые проблемы, собирать, хранить и обрабатывать информацию с использованием информационных автоматизированных систем.
Третий курс:
· закрепление положительного отношения к выбранной профессии;
· формирование у студентов адекватной самооценки своей профессиональной подготовленности;
· формирование ответственного отношения у студентов к овладению профессией;
· умение планировать и проводить основные виды физкультурно-спортивных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий.
Четвертый курс:
· развитие самостоятельности в решении профессиональных задач;
· совершенствование профессионально-педагогических умений;
· актуализация профессиональных мотивов на содержательной стороне деятельности;
· повышение волевой активности в познавательной и практической деятельности;
· конструирование учебных занятий с использованием инновационных педагогических технологий, методов и средств педагогического наблюдения, анализа и оформления собранных данных.
Пятый курс:
· формирование сознательного отношения к общественной и личной значимости выбранной профессиональной деятельности;
· разъяснение перспектив и подготовка студентов к продолжению профессионального самообразования в будущей работе;
· повышение волевой активности в овладении профессией;
· воспитание рефлексивного отношения к альтернативным взглядам и подходам к изучению проблем физкультурно-спортивной деятельности.
Проблема адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности пока не стала предметом специального исследования, хотя практика и показывает, что значительное количество студентов приходит в вуз после значительного перерыва по окончании школы (более 2-х лет – 50,4% студентов ОЗО), что обусловливает затруднения в организации и овладении новыми методами учебно-профессиональной деятельности. Это приводит к неудовлетворенности результатами учебно-профессиональной деятельности, сомнениям в правильности выбора профессии. В связи с этим назрела необходимость в разрешении проявляющихся в процессе профессиональной подготовки студентов противоречий:
- социально-педагогического характера: с одной стороны, между возросшей потребностью российского общества в высококвалифицированных специалистах, владеющих навыками учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, не полностью реализованными потенциальными возможностями учебных заведений в ее организации;
-научно-педагогического характера: с одной стороны, между существованием значительного количества исследований, посвященных проблемам учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности;
-научно-методического характера: с одной стороны, между существующими требованиями к качеству подготовки будущих специалистов, а с другой, недостаточным содержательно-методическим обеспечением процесса адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности.
Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности позволил Фёдоровой Е.Е [3, с.13] конкретизировать исследуемое понятие, которое мы рассматриваем как процесс активного включения студентов в образовательную среду вуза (адаптивная ситуация), формирование потребности в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, организации жизнедеятельности на основе присвоения норм и ценностей профессиональной деятельности (адаптивная потребность) и удовлетворенность новым статусом, направленность на саморазвитие личности будущего профессионала
Другие материалы:
Взаимосвязь стрессоустойчивости с профессионально важными качествами
операторов телекоммуникационных сетей
Интерес исследователей к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в условиях профессиональной деятельности, всегда был и остается актуальным для инженерной психологии, что отражено в работах ...
Диалогический подход
В настоящее время, основной способ решения проблемы отношений психолога-клиента в отечественной практической психологии – это своего рода «внутренняя профессиональная эмиграция», когда доминирующей формой является репродукция и адаптация ...
Рационально-легальное лидерство
Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основана правовых нормах, признанных обществом или рутинных, - это лиде ...