Физиологические основы темперамента

Материалы » Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности » Физиологические основы темперамента

Страница 2

Так же, как и в опытах И.П, Павлова над животными, было показано, что психологическая характеристика темперамента в целом связана не с каким-либо одним их свойств нервной системы, а с их сочетанием, т.е. типом нервной системы. Точно так же и каждое отдельное свойство темперамента зависит не от какого-либо одного, а от нескольких различных свойств нервной системы качественно изменяются и свойства темперамента. Так, например, несдержанность зависит от силы нервных процессов и от их неуравновешенности. Но неуравновешенность нервных процессов возможна при различном количественном соотношении силы нервных процессов – человек оказывается неуравновешенным, если сильное возбуждение преобладает над менее сильным торможением, и в то же время он уравновешен, если слабое возбуждение преобладает над еще более слабым торможением. Соответственно и несдержанность в обоих случаях будет иметь различный характер. В первом случае мы имеем дело со страстной безудержностью, во втором случае с истерической неуравновешенностью. Таким образом, не только целостная характеристика темперамента, но и каждое свойство темперамента в конечном счете зависит от типа нервной системы.

В настоящее время найдена связь целостной характеристики темперамента и отдельных его свойств лишь с теми четырьмя типами нервной системы, которые в свое время выделили И.П. Павлов на своих животных. Так как типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и у животных, то они называются общими типами. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы.

Это, однако, не значит, что общие типы нервной системы установленные И.П.Павловым, - это единственно возможные типичные сочетания более широкого набора свойств нервной системы, которые во времена И.П. Павлова еще не были известны. Кроме того, и среди четырех типов нервной системы, установленных И.П. Павловым, не все имеют равное значение. Три из этих представляют собой лишь разновидность сильного типа. Таким образом, основными типами являются, в сущности говоря, лишь сильный и слабый тип.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Уровни учебно-познавательной мотивации
А.К Марковой и др. рассматриваются следующие типы отношения школьника к учению и соответственно характер его мотивации и состояние учебной деятельности: отрицательное, нейтральное (пассивное) отношение, положительное (аморфное, нерасчленё ...

Внимание к другому - шаг толерантности
Попадая в конфликтные ситуации, следует помнить, что конфликты могут нас разрушить. Любые постоянные разногласия, ссоры, сопровождаемые негативными переживаниями способны превратить нашу жизнь в кошмар. Для того чтобы качественно жить и ...

Резервы нашего сознания
Наше сознание таит в себе много тайн и загадок. Поэтому когда мы попадаем в очень тяжелые, критические или экстремальные ситуации, то очень часто скрытые, потенциальные возможности нашего организма проявляются самым неожиданным образом. Э ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru