Еще одну модель, которую необходимо рассмотреть – это модель Барна и Клора. В данной модели подкрепление обязательно должно быть связано эмоциональным компонентом. Тут можно проследить взаимосвязь с опытами Павлова. Собака научается установлению ассоциации между пищей и звонком, так и человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.
Данная модель включает в себя следующие положения:
1.Человек распознает стимулы поощрения или наказания, в результате чего стремится избегать вторых и получать первые.
2. Позитивные чувства – поощрение, негативные - наказание.
3. Оценка стимулов происходит в соответствии с теми чувствами, которые они вызывают. Следовательно - позитивная оценка – позитивные чувства негативная оценка- негативные чувства.
4. Нейтральный стимул может вызвать как положительные так и негативные чувства в том случае, когда присутствует определенный тип подкрепления - позитивный или негативный.
Таким образом можно сказать, что симпатия или антипатия, возникающая в процессе общения между людьми напрямую связана с теми чувствами, которые с ними ассоциируются.
Несмотря на то, что поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является несколько упрощенной, тем не менее, она полностью соответствует общей стимульно- реактивной методологической модели.
В последнее время, современным учеными начинает пониматься вся сложность феномена аттракции, его процессуальная и динамическая природа.
Люди предпочитают выстраивать отношения основанные на позитивном восприятии только с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения.
Хоманс описывал межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, который был заимствован у экономики, а именно коэффициент затрат и приобретений. Каждый человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и возможность получения выгоды. Если затраты окупаются то данное отношение позитивно, если нет- то следовательно негативно. Казалось бы, что данные отношения логически выстроены и обоснованы, но тем не менее, в реальной жизни человек не всегда рационален и как показывает реальный опыт человеческих отношений данная теория не всегда применима[5].
Психологи Фоа утверждают шесть типов межличностных отношений, включающих обмен ресурсами:
1. Товары — любые продукты или объекты.
2. Информация — советы, мнения или рекомендации.
3. Любовь — нежные взгляды, тепло или комфорт.
4. Деньги — любые деньги или все то, что имеет цену.
5. Обслуживание — любая телесная активность или принадлежность человеку.
6. Статус — оценочные решения, предоставляющие высокий или низкий престиж.
Каждый из данных ресурсов может быть объектом взаимообмена и взаимоотношений. В большинстве взаимоотношений между людьми каждый человек пытается использовать стратегию, которая бы минимизировала затраты и максимизировала прибыль. Подобная стратегия может быть реализована как преднамеренно, так и спонтанно.
Другие материалы:
Техника "констелляции греческих божеств" как метод психодрамы
Карл Густав Юнг развил сложную и одновременно чарующую теорию психологии и психотерапии, которая охватывает необыкновенно широкий круг человеческих проявлений. Созданная им аналитическая психология включает исследования христианства, псих ...
Сцены и их постановка
Стадия действия состоит в постановке сцен для разыгрывания. Сцена — это вполне определенная ситуация, воссозданная методом ролевой игры. Любая мыслимая ситуация может стать сценой. Это может быть сегодняшняя ситуация или имевшая место в п ...
Методы воспитания
Под методами воспитания
понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата.
Средства воспитания
– все то, с помощью чего осущ ...