Специфические черты личности подростка, склонного к употреблению алкоголя

Материалы » Факторы, влияющие на возникновение у подростка ранней алкоголизации » Специфические черты личности подростка, склонного к употреблению алкоголя

Страница 2

Мотивация потребления алкоголя у подростков

Все мотивы потребления алкоголя в подростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие:

1. Эмоциональные: становится веселей жить;

с расстройства, с горя;

с радости;

для разрядки, чтобы снять усталость;

чтобы отвлечься от повседневных забот.

2. Ритуальные: отмечаю праздник.

3. Общение: выпив, легче общаться;

за компанию.

4. Самоутверждение: для преодоления робости, застенчивости;

хочется быть похожим на взрослых;

хочется выделиться среди других.

5. Компенсаторно-восполняющие внутреннее одиночество, пустоту:

от скуки, от нечего делать;

дома не нравится, тоскливо;

не знаю, чем заняться в свободное время;

из-за одиночества.

6. Конформистские: так поступают окружающие.

7. Биологические: для аппетита.

8. «Жизненные»: трудное материальное положение;

плохие жизненные условия.

9. Мода.

10. Любопытство.

11.Привычка.

А сейчас попытаемся поподробнее разобрать некоторые из данных мотивов.

Одиночество, заставляющее употреблять спиртные напитки, отражает потребность в принадлежности, включённости в какую-то группу. Подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чём им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.

Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся к мнению группы и её лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется не только на одежду, но и на эстетические вкусы, а главное – на стиль поведения, часто приводит к различным девиациям, например, употребление алкоголя.

По мере взросления усиливается роль компании в потреблении спиртных напитков, так как у них есть проблемы, с которыми в сложных условиях потребление спиртных напитков связано вплотную. Это проблемы общения, проблемы признания в коллективе, проблемы утверждения своей взрослости. С помощью алкоголя они решаются легче, но не лучше.

Робость, застенчивость – самая распространённая коммуникативная трудность подросткового возраста. Застенчивость считается нежелательным качеством, и подростки стремятся от неё избавиться не лучшим путём, употребляя алкогольные напитки.

Трудное материальное положение и плохие жилищные условия также влияют на состояние подростка. Он постоянно находится в напряжении, ему кажется, что он не такой как все, что все смотрят на него с некоторым пренебрежением и у него может выработаться очередной комплекс неполноценности. Алкоголь же помогает утопить эти проблемы, и подросток часто выбирает именно этот способ.

Алкогольные мифы

Может быть незнание детьми и подростками свойств алкоголя нельзя признать одной из главных причин потребления ими спиртных напитков, но и отрицать вред такого незнания не приходится. О полном отсутствии у значительной части молодёжи элементарных сведений о свойствах алкоголя свидетельствуют данные опроса учащихся техникумов, проведённого Б.М Левиным и М.Б.Левиным.

Учащимся был задан следующий вопрос: что даёт им потребление алкогольных напитков? Были получены следующие ответы:

· разрядку;

· снимает напряжение;

· отвлекает от повседневных дел;

· облегчает общение с людьми;

· уверенность в себе;

· веселье;

· улучшает настроение;

· помотает забыться;

· хороший аппетит;

· согревает от холода;

· хороший сон;

· забываются невзгоды;

· снимает усталость;

· прибавляет смелости;

· уверенней чувствует себя в компании;

· красноречие;

· остроумие;

· сближает с людьми;

· прогоняет тоску, скуку, печаль;

· избавляет от стеснительности;

· уменьшает тревогу;

· возбуждает активность.

Все эти ответы могут наглядно демонстрировать алкогольную безграмотность подавляющего числа подростков. В большинстве случаев потребление алкоголя приводит к прямо противоположным результатам, а вовсе не к тем, которые назвали опрошенные.

Помимо первого вопроса, был предложен сходный вопрос: какое Вы испытываете ощущение, выпивая привычную для Вас дозу алкоголя? Казалось бы, речь идёт об одном и том же, только в разных формулировках: если выразить смысл вопроса как можно проще, то оба вопроса о результатах потребления спиртного, о том, что испытывает человек после этого. Ответы на идентичные вопросы последовали совсем разные, если на первый вопрос – полные оптимизма и удовлетворения, то на второй - полные пессимизма и неудовлетворённости.

Ответили, что на них никак не влияет привычная доза алкоголя –19, 9%. Ещё 32,5% говорят, что после выпивки их тянет в компанию и их главное желание – раздобыть ещё спиртного.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Тревожность как философский и психологический феномен
Тревожность в современном мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными. С одной стороны, как указывали Р.Мэй, и другие это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая ха ...

Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении
Ссылаясь на книгу «Теории личности» Хьелла и Зиглера, в рамках психодинамического направления мы будем рассматривать теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Основателем данного направления является З. Фрейд. Для раск ...

Заключение.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru