Мотивация потребления алкоголя у подростков
Все мотивы потребления алкоголя в подростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие:
1. Эмоциональные: становится веселей жить;
с расстройства, с горя;
с радости;
для разрядки, чтобы снять усталость;
чтобы отвлечься от повседневных забот.
2. Ритуальные: отмечаю праздник.
3. Общение: выпив, легче общаться;
за компанию.
4. Самоутверждение: для преодоления робости, застенчивости;
хочется быть похожим на взрослых;
хочется выделиться среди других.
5. Компенсаторно-восполняющие внутреннее одиночество, пустоту:
от скуки, от нечего делать;
дома не нравится, тоскливо;
не знаю, чем заняться в свободное время;
из-за одиночества.
6. Конформистские: так поступают окружающие.
7. Биологические: для аппетита.
8. «Жизненные»: трудное материальное положение;
плохие жизненные условия.
9. Мода.
10. Любопытство.
11.Привычка.
А сейчас попытаемся поподробнее разобрать некоторые из данных мотивов.
Одиночество, заставляющее употреблять спиртные напитки, отражает потребность в принадлежности, включённости в какую-то группу. Подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чём им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.
Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся к мнению группы и её лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется не только на одежду, но и на эстетические вкусы, а главное – на стиль поведения, часто приводит к различным девиациям, например, употребление алкоголя.
По мере взросления усиливается роль компании в потреблении спиртных напитков, так как у них есть проблемы, с которыми в сложных условиях потребление спиртных напитков связано вплотную. Это проблемы общения, проблемы признания в коллективе, проблемы утверждения своей взрослости. С помощью алкоголя они решаются легче, но не лучше.
Робость, застенчивость – самая распространённая коммуникативная трудность подросткового возраста. Застенчивость считается нежелательным качеством, и подростки стремятся от неё избавиться не лучшим путём, употребляя алкогольные напитки.
Трудное материальное положение и плохие жилищные условия также влияют на состояние подростка. Он постоянно находится в напряжении, ему кажется, что он не такой как все, что все смотрят на него с некоторым пренебрежением и у него может выработаться очередной комплекс неполноценности. Алкоголь же помогает утопить эти проблемы, и подросток часто выбирает именно этот способ.
Алкогольные мифы
Может быть незнание детьми и подростками свойств алкоголя нельзя признать одной из главных причин потребления ими спиртных напитков, но и отрицать вред такого незнания не приходится. О полном отсутствии у значительной части молодёжи элементарных сведений о свойствах алкоголя свидетельствуют данные опроса учащихся техникумов, проведённого Б.М Левиным и М.Б.Левиным.
Учащимся был задан следующий вопрос: что даёт им потребление алкогольных напитков? Были получены следующие ответы:
· разрядку;
· снимает напряжение;
· отвлекает от повседневных дел;
· облегчает общение с людьми;
· уверенность в себе;
· веселье;
· улучшает настроение;
· помотает забыться;
· хороший аппетит;
· согревает от холода;
· хороший сон;
· забываются невзгоды;
· снимает усталость;
· прибавляет смелости;
· уверенней чувствует себя в компании;
· красноречие;
· остроумие;
· сближает с людьми;
· прогоняет тоску, скуку, печаль;
· избавляет от стеснительности;
· уменьшает тревогу;
· возбуждает активность.
Все эти ответы могут наглядно демонстрировать алкогольную безграмотность подавляющего числа подростков. В большинстве случаев потребление алкоголя приводит к прямо противоположным результатам, а вовсе не к тем, которые назвали опрошенные.
Помимо первого вопроса, был предложен сходный вопрос: какое Вы испытываете ощущение, выпивая привычную для Вас дозу алкоголя? Казалось бы, речь идёт об одном и том же, только в разных формулировках: если выразить смысл вопроса как можно проще, то оба вопроса о результатах потребления спиртного, о том, что испытывает человек после этого. Ответы на идентичные вопросы последовали совсем разные, если на первый вопрос – полные оптимизма и удовлетворения, то на второй - полные пессимизма и неудовлетворённости.
Ответили, что на них никак не влияет привычная доза алкоголя –19, 9%. Ещё 32,5% говорят, что после выпивки их тянет в компанию и их главное желание – раздобыть ещё спиртного.
Другие материалы:
Тревожность как философский и психологический
феномен
Тревожность в современном мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными.
С одной стороны, как указывали Р.Мэй, и другие это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая ха ...
Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении
Ссылаясь на книгу «Теории личности» Хьелла и Зиглера, в рамках психодинамического направления мы будем рассматривать теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Основателем данного направления является З. Фрейд. Для раск ...
Заключение.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личн ...