Выше были описаны факторы, которые влияют на мобилизацию студентов. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанной соображение имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое соображение. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса[11].
Проявление избирательно-положительного отношения человека к определенной профессии понимается как начало их взаимодействия, особенностью которого является несоответствие между специфическим, общественно значимым содержанием профессии и личностным смыслом ее предпочтения. Но в данном случае можно выделить такой компонент как возраст. Не всегда выбор студентов по поводу будущей профессии сделан правильно под влиянием именно возрастных особенностей. И в процессе учебы возможны изменения взглядов, перемена профессиональной направленности, разочарованность в выбранной профессии. Эти факторы могут быть расценены как основные, которые будут влиять на дезорганизацию.
Если на любом из данных этапов произойдет «сбой», например, изменяться намерения, будут казаться перспективы не такими заманчивыми, какие казались ранее, то это будет служить основой для изменения и переориентации целей и, следовательно, поведет за собой дезорганизацию, как учебного процесса, так и внутреннего состояния.
Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Несомненно, что такое соответствие будет оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями студента. И опять повторимся, если склонности и способности в освоении данной профессии изменяться, то это поведет за собой дезорганизацию между желанием и данным положением дел.
Встреча с деятельностью, для которой у человека имеются специфические данные, может актуализировать психические особенности, повышающие реактивность в отношении всего, что касается данной деятельности. Она становится все более притягательной для человека, все сильнее влияет на различные стороны его психической деятельности. Но с другой стороны, может возникнуть противоречие между тем, что студент себе воображал и реальной деятельностью, что опять приведет к дезорганизации в поведении и в отношении к учебе.
Формирование личности будущего профессионала, а на данный момент студента, необходимо рассматривать с двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона на наш взгляд заключается в целенаправленном, систематическом действии субъекта на объект, а обратное воздействие - его избирательное отношение к внешним воздействиям. По мере формирования личности должна возрастать роль осознания и самосознания. Когда интересы, потребности, мотивы, цели совпадают с содержанием работы (учебы), это приводит к положительным результатам.
Другие материалы:
Психогенные факторы развития
Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления посылает команды исполнителю объекту и должен получить информацию о результате деятельности. Без такой обрат ...
Особенности
нашего мышления
Самого пристального внимания заслуживает одна весьма любопытная особенность нашего мышления. Если человеку нужно решить какую-либо трудную задачу (необязательно математическую), то сознание делится как бы на две части: одна задает вопросы ...
Познавательный интерес как естественный двигатель
поведения у старших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. имеет значение, важно) — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительно ...