Формирование внимания

Материалы » Формирование внимания

Страница 1

Внимание необходимо человеку для контроля за своими действиями, за тем, не отклоняются ли они от существующего у него образа этих действий, а если отклоняются, то как именно. Но внимание и контроль за действиями – это не одно и то же. Внимание – это внутренний, автоматизированный контроль, который некогда был внешним.

Процесс поэтапного формирования умственных действий начинается с этапа внешних, развернутых и осознанных действий. Затем, когда эти действия стереотипно повторяются, некоторые их звенья пропадают из сознания. В конце концов, действие становится полностью свернутым, автоматизированным. Процесс в данном случае не осознаваем, он проходит очень быстро, субъекту доступен только результат. Выполнение любого умственного действия – это его исполнительная часть, но умственное действие включает также и ориентировочную часть, т.е. контроль. Такой контроль сначала следует за действием, потом выполняется одновременно с ним и, наконец, начинает предшествовать действию. На этой стадии контроль становится автоматическим. Когда контроль становится таким свернутым, автоматизированным, он достигает стадии внимания.

Так, из внешнего во внутреннее, формируется внимание у детей, так его надо формировать. Надо предоставить ребенку некую внешнюю, материализованную опору (в описанном далее эксперименте это будет запись на карточке) для контроля своего действия. Затем надо довести это действие контроля до автоматизма.

П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая, исходя из этой гипотезы, проводили эксперименты с формированием внимания у детей. Испытуемыми были дети, ученики 3 отличавшиеся большой невнимательностью в работах по русскому языку. Дети именно этого возраста были выбраны, так как, с одной стороны, на их невнимательность можно было еще легко повлиять, с другой стороны, они легко справлялись с работой по карточке (она будет описана ниже), которая для детей более младшего возраста могла бы быть трудной. Кроме того, в таком возрасте невнимательность часто проявляется в какой-нибудь одной сфере (чаще всего, в письменных работах по русскому языку), а в более поздних возрастах невнимательность носит более широкий характер, происходит перенос и обобщения невнимательности.

Невнимательность отобранных детей подтверждалась их письменными работами в школе и в экспериментальных условиях. Они пропускали и подменяли буквы, пропускали слова, повторяли по два раза слог или слово. Кроме того, некоторые дети делали ошибки на правила.

Сперва им предлагали переписывать тексты, содержащие ошибки (переписывать надо было без ошибок). Экспериментаторы предполагали, что такая деятельность связана с контролем (является его разновидностью). Ошибки были двух видов: по содержанию (например, «С горы взбежал поток проворный») или по написанию (например, «У Кати в тетради хорошие отлетки»). Испытуемые исправляли их, но делали новые. Тогда им дали переписать тексты, не содержащие ошибок и попросили просто внимательно переписать текст. Дети однако опять сделали много ошибок. Также они не справились с такими заданиями, как сличение узора или расположения фигур на шахматной доске.

Анализ их работ показал, что при переписывании они схватывали только общий смысл фразы, не расчленяя предложение, воспринимая его целиком. Это происходило и при восприятии текста, который надо было переписать. Поэтому дети не замечали частных ошибок.

Тогда П.Я. Гальпериным и С.Л. Кабыльницкой была разработана система формирования внимания у этих детей для данной задачи. Для этого надо было:

· выделить отдельные операции контроля для данной деятельности;

· дать ученику некое предписание, «правило»;

· найти материальную форму, на которую он мог бы опираться;

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Потребность в совместном решении бытовых проблем
В начальную пору любви каждый из нас с наслаждением подчиняется капризам любимого человека и с удовольствием выполняет любую его просьбу. Мы не задумываясь уступаем друг другу, как уступают маленькому ребенку. Но для многих женщин сразу п ...

Неофрейдизм
Фрейдовский психоанализ и его варианты, предложенные Карлом Юнгом и Альфредом Адлером породили много критических замечаний и множество попыток его уточнения. Всю совокупность течений, выросших на основе психоанализа, принято обозначать ка ...

Деятельностный подход в зарубежной психологии
Деятельностную “парадигму” в психологии, социологии, философии, педагогике и так далее развивают теперь не только отечественные, но и зарубежные специалисты. Зарубежные психологи, как и отечественные, в своих работах обращали внимание на ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru