Диспозициональная теория личности

Теории личности » Диспозициональная теория личности

Страница 3

Основным блоком личности в рамках данного подхода является темперамент. Определенные соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента.

Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента:

Холерик - эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, активный, оптимистичный.

Меланхолик - эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.

Сангвиник - эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

Флегматик - эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.

Однако, есть и другие точки зрения, согласно которым темперамент не является компонентом личности. Например, В.С. Мерлин полагал, что темперамент представляет особый самостоятельный психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности, который существенно отличается от личности. Темперамент охватывает только те характеристики психических свойств, которые представляют собой определенную динамическую систему (Мерлин В.С. 1986).Г. Оллпорт также не включал темперамент в структуру личности. Он утверждал, что темперамент не является первичным материалом, из которого строится личность, но в то же время указывал на важность темперамента, который, будучи генетически наследственной структурой, влияет на развитие черт личности.

Формально-динамические свойства личности являются темпераментом в узком, истинном смысле этого слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека (Русалов В.М., 1999).

По В.Д. Небылицыну, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанных подструктуры: активность и эмоциональность (Небылицын В.Д., 1990). Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность - мера энерго-динамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя эргичность, пластичность и скорость поведения человека. Эмоциональность - характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.

Следует отметить, что в рамках диспозиционального подхода фактически отсутствует в качестве самостоятельного такое важнейшее личностное образование, как характер. Данное понятие часто отождествляет с общим понятием личности, особенно в клинике, или с понятием характера, принятым в деятельном подходе, сводящем его к морально-волевой сфере человека. По мнению Г. Оллпорта, характер - это социальная оценка личности, а не самостоятельная структура внутри личности.

Целостность поведения человека характеризуется через пропиум. Человек с развитым пропиумом называется зрелой личностью. Зрелая личность обладает следующими свойствами:

имеет широкие границы "Я", может посмотреть на себя со стороны;

способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;

имеет положительное представление о самой себе, способна терпимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;

адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях;

способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях;

обладает цельной жизненной философией.

Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность - это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных проприума. Структура личности - это организованная иерархия отдельных биологически детермированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека. [4]

Страницы: 1 2 3 


Другие материалы:

Приёмы внушения
Наиболее удачной классификацией приёмов внушения нам кажется классификация Потеряхина А.Л. [15], которую мы приводим ниже. Перечисленные ниже приемы являются иллюстрацией реализации некоторых указанных выше принципов. Поэтому своеобразным ...

Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории.
К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала[6]. Массивное воздействие м ...

Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru