Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях

Материалы » Формирование личности » Определение путей формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях

Страница 2

Как правило, логика становления и развертывания культурных форм следующая. Сначала формируется социальный интерес. Происходит его осознание, а затем стихийно или целеустремленно, в виде груп­пового фольклора или в трудах писателей и философов складывается доктринальное оформление этого интереса. Доктрина служит основа­нием его вещных и поведенческих проявлений в разных сферах, жизни: в политике, праве, быту, досуге. В качестве объектов идентификации выступают кумиры или герои (политики, поэты, музыканты и т.д.) Кто сегодня может в России именоваться кумиром? Или, кого мы почита­ем за кумиров, героев? Вопрос почти риторический. Таким образом, налило кризис идентификации, который в обозримом будущем вряд ли будет разрешен.

Н.Ф.Наумова в статье “Жизненная стратегия человека в переходном обществе”[68] пишет, что постоянное нарушение баланса интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая - усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание (“каждый сам за себя”). Вторая - усиление так называемого группового эгоиз­ма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильствен­ных, криминальных. Третья - усиление стихийного процесса социально­го сравнения, в результате чего возникают агрессивные типы поведе­ния. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственно­го положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслужен­ное улучшение положения других.

Данные реакции неизбежно порождают в обществе социальные конфликты. В.С.Семенов[69] отмечает, в частности, что среди факторов, влияющих на конфликтность в обществе, главную роль играют проти­воречия между тремя основными структурами общества и внутри них. Речь идет о власти (законодательной, исполнительной, судебной), предпринимательстве (государственном, коллективном, частном, рос­сийско-иностранном, спекулятивном, мафиозном и т.п.) и производи­телях (различных, группах интеллигенции, служащих, рабочих, кресть­ян, фермеров, студенчества, ветеранов труда и т.д.).

Противоречия с каждым годом увеличиваются, обостряются и пос­тепенно принимают форму социальных антагонизмов. Антагонистическое противоречие выразилось прежде всего в конфронтации сторонников социалистического и капиталистического путей развития. Это противо­речие стало стержнем всех. сфер жизни нашей страны, импульсом жест­ких и непримиримых конфликтов, объектом, политического манипулиро­вания. Основная масса трудящихся вступает в открытые конфликты с администрацией, видя в ней источник всех своих бед и лишений.

Следует сказать и об отечественной буржуазии. Она только фор­мируется как класс, но ее конфликт с другими классами и социальны­ми группами развертывается вокруг распределения кредитов, механиз­мов приватизации, налогового законодательства и т.д. Сегодня каж­дая группа промышленников и предпринимателей на всех уровнях (в центре и регионах) стремится реализовать свои интересы, используя давление на исполнительную и законодательную власть.

Страна стала полем действия социальных конфликтов, начиная с межэтнических и кончал социально-массовыми, проявляющимися во мно­гих забастовках. Причем основная направленность забастовочного дви­жения - это, главным образом, борьба за повышение уровня жизни.[70]

В сложившихся условиях для российского общества вектором пре­одоления нынешнего кризиса может стать ре интеграция социокультурных ценностей, формирование общих ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без этого нам не помогут ни пере­движки во власти (что мы наблюдали последние два года), ни запад­ные долларовые инъекции, ни самые демократические политические и экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их ценностному содержанию.

Выдвижение идеалов, не подкрепленных социокулътурными ценнос­тями, не позволяет “перескочить” к постиндустриализму, минуя необ­ходимый исторический период вызревания ценностей, адекватных про­цессу перехода. Социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической, поведенческой и материальной формах. Отсутствие в стране предпосылок восприятия их индивидами на поведенческом и материальном уровнях приводит к тому, что западный опыт поступает к нам в искаженных формах.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Биологические теории эмоций
Теория П.К. Анохина. Анохин рассматривал эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирался на теорию эволюции Ч. Дарвина. Он ...

Учение З. Фрейда
Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа. В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: б ...

Профотбор как организационный конфликт
За последние годы в России существенно изменилась ситуация на рынке труда, повысились требования, предъявляемые к квалификации и способностям работников. Корректировались представления о методических подходах к осуществлению такого важног ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru