Таким образом, личностные качества, с позиции Маслоу, являются результатом того, как человек осознает свои потребности, какую отводит роль их удовлетворению и какой личностной значимостью их наделяет.
Для раскрытия вопроса происхождения личностных качеств в данном направлении, необходимо рассмотреть взгляд на личность в целом, с позиции К. Роджерса. Позиция Роджерса относительно природы человека сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений он пришел к выводу, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал, что человек является активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.
Основным моментом данной теории является положение о том, что все люди естественно развиваются к конструктивному осуществлению свойственных им врожденных возможностей.
Личность и поведение, по мнению Роджерса, являются в большей степени функцией уникального восприятия человеком окружения. Регуляция поведения происходит под влиянием руководящего мотива в жизни, который Роджерс называл самоактуализацией. Все остальные мотивы, возникающие у человека, являются только специфическим выражением господствующего мотива, лежащего в основе существования. Стремление человека к достижениям является способом воплощения своих внутренних возможностей. Тенденция к самоактуализации представляет собой процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями.
По словам Роджерса, субъективное восприятие и переживания человека являются основой для всех его действий. То есть, с позиции данной теории, мы можем рассмотреть личностные качества как способ реализации господствующего мотива, основывающийся на субъективном восприятии человеком окружающего мира и на переживаниях этого человека. Роджерс говорил, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий, из чего следует вывод о том, что каждый человек уникален и обладает уникальным внутренним миром, основанным на его переживаниях и субъективном опыте. В данном случае можно указать на сходство взглядов К. Роджерса и В.Д. Шадрикова на внутренний мир человека. По словам В.Д. Шадрикова, основу внутреннего мира формируют переживания человека и субъективный опыт удовлетворения своих потребностей, и также выдвигается положение о том, что каждый человек уникален и интерпретирует окружающий мир посредством своего внутреннего мира.
Определяющим понятием в подходе К. Роджерса является Я – концепция, которая представляет собой часть поля восприятия человека, направленную на него самого и на собственные ценности. Другими словами, Я – концепция является представлением человека о себе, в том числе и относительно ролей, присутствующих в человеческих отношениях. Одним из компонентов Я – концепции является Я – идеальное, то есть представление человека о том, каким он хотел бы быть в идеале. Я – концепция выполняет регулирующую функцию в поведении человека, поэтому мы не можем не сказать о ней, рассматривая вопрос происхождения личностных качеств.
Таким образом, личностные качества, с позиции феноменологического подхода К. Роджерса, берут свое начало в уникальном внутреннем мире человека, и являются способами реализации господствующего мотива, основанными на субъективном опыте и переживаниях человека, а также, зависящие от Я – концепции.
Другие материалы:
Личностные качества в гуманистическом направлении психологии
В качестве яркого представителя гуманистического направления мы возьмем теорию Абрахама Маслоу. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека необходимо изуча ...
«Игры, изменяющие
сознание» и «игры магического действия»
Маккин, исследуя мотивацию потребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей к психоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детским опытом игр, в которых достигается изменение обычного уровн ...
Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории.
К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала[6].
Массивное воздействие м ...