Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, особенности его отношений) видят важный механизм развития их социального опыта, социальных чувств. Они отмечают, что социальное взаимодействие, чуткость, отзывчивость основываются на формируемой уже в дошкольном и младшем школьном возрасте направленности ребенка на восприятие элементов облика другого человека. Процесс развития человека как субъекта познания другого предполагает переход от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения другого. «На этой стадии восприятие уже превращается в специфическую, теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого», - отмечает С.П.Рубинштейн [28, с.226]. Преднамеренное восприятие облика другого нуждается в специальном формировании. Случаи «социальной тупости» среди детей, по мнению известного психолога и педагога В.В.Зеньковского [7, с.163], исследовавшего психологию детства, нельзя преодолеть интеллектуальными способами. Если мы говорим детям, что нам тяжело, трудно и т. д., то наши речи действительно не вызывают никакого движения любви к нам в детях. Выслушав наши речи, они остаются равнодушными и холодными. Но если дитя замечает наше страдание, слышит его в голосе, видит в выражении лица и т. д., то без наших слов сердце его исполняется истинной и глубокой жалости.
Неумение читать по внешним признакам эмоциональное состояние другого, увидеть состояние физической и нравственной боли, удрученности блокирует развитие моральных чувств у детей. Такой вывод содержится в работах Е.И.Кульчицкой [13, с.79], исследовавшей генезис гуманных чувств детей. Отмечая, что формирование исследуемых чувств – сложнейший процесс, для которого характерна определенная этапность, автор выделил ряд психических возможностей, на базе которых осуществляется гуманизация растущего человека. Исходным образованием выступает осознанное восприятие ребенком окружающих людей. Формирование этого умения тормозится с одной стороны детским эгоцентризмом, с другой – тяготением младших школьников к героическому, идеальному и равнодушием к обычным людям в их повседневности.
Восприятие человека человеком рассматривается в психологии как непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого.
Проблема восприятия и понимания людьми друг друга нашла свое отражение в работах Р.С.Немова, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, В.Н.Панферова. Согласно Р.С.Немову [17, с.493-499], существуют следующие формы восприятия и понимания человека человеком:
1. Аналитическая.
В данном случае каждый элемент внешности человека (руки, глаза, форма губ) связывается с наличием определенной личностной черты. Данный тип восприятия свойствен художникам, врачам.
2. Эмоциональная.
Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Такой тип восприятия встречается у детей, лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц.
3. Перцептивно-ассоциативная.
Характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Этот тип восприятия можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым жизненным опытом общения с разными людьми, педагогов, врачей.
Другие материалы:
Межличностный конфликт на внутриличностной основе
В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величи ...
Формирование мотивации учения школьников.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. ...
Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта
К функциональным последствиям конфликта относятся:
- Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям.
- Конфликт ...