Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Материалы » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Страница 2

Организованный психолого-педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На этапе констатирующего эксперимента выявлялся наличный уровень развития учебной мотивации младших подростков с задержкой психического развития. Определялись также уровень развития познавательных процессов и степень успешности обучения.

На формирующем этапе для участвовавших в эксперименте школьников были введены индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом-психологом. Обеспечивалось тесное сотрудничество между учителями и педагогом-психологом, что позволило улучшить работу с программным материалом, помогло обеспечить коррекционно-развивающую направленность учебного процесса.

Целью контрольного эксперимента явилось определение того, как повлияла коррекционно-развивающая работа на становление и развитие учебных мотивов у подростков с задержкой психического развития. На этом этапе использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Изучались две группы учащихся пятых классов специальной школы для детей с ЗПР (экспериментальная и контрольная). В контрольном эксперименте эти же учащиеся обследованы в период их обучения в шестых классах. Все дети имели диагноз - задержка психического развития церебрально-органического генеза (по данным ПМПК). В первую (экспериментальную) группу вошло 20 подростков, во вторую (контрольную) - 10 подростков. Обе группы по составу были относительно однородны. Констатирующий и контрольный эксперимент проводился как в экспериментальной, так и в контрольной группах, формирующий эксперимент - только в экспериментальной группе (в контрольной группе проводилось обучение по обычной программе).

Центральное место в констатирующем эксперименте занимало определение уровня развития мотивации учащихся. Было необходимо выявить мотивы, наиболее значимые для младших подростков с ЗПР; определить место учебных мотивов в мотивационной иерархии, определить особенности отношения подростков к учебной деятельности, выявить, что побуждает и направляет их учебную деятельность.

Полученные результаты показали, что почти половина подростков с ЗПР имеет средний уровень учебной мотивации. У другой части подростков - уровень ниже среднего (средненизкий).

У подростков с ЗПР, имеющих средний уровень учебной мотивации, присутствуют учебные мотивы, однако они не являются доминирующими.

Анализируя результаты применения методики "Составь расписание", можно заметить, что младшие подростки выбирают не только легкие предметы (труд - 65%, физкультура - 60%, изобразительное искусство - 55%), но и понимают значимость таких предметов, как русский язык (40%), математика (50%).

Наблюдения показывают, что при выполнении учебных заданий они очень часто чрезмерно уверены в своих силах, пытаются брать задания посложнее, большого объема. Это говорит о завышенной самооценке. У этих подростков есть желание учиться, они стараются активно работать на уроках.

Основной мотив учения - самоопределение и самоутверждение. Как правило, подростки остро реагируют на оценку: пытаются исправить плохую отметку, просят дать им дополнительное задание. Учащиеся стараются выполнить задание даже в том случае, когда они не понимают учебный материал из-за низкого уровня сформированности мыслительной деятельности, недостаточного речевого развития. Эти подростки ждут постоянного одобрения со стороны учителей, родителей, одноклассников. И побуждают, и направляют учебную деятельность таких подростков, как правило, мотивы, связанные с чувством долга перед родителями. На вопрос: "Зачем ты стараешься хорошо учиться?" - большинство подростков отвечают: "Чтобы порадовать родителей". Наряду с мотивацией достижения успеха и положительным отношением к учебной деятельности, у подростков проявляется активность во внеурочной деятельности. Практически каждый ученик занимается в каком-либо школьном кружке. Дети очень радуются своему успеху в кружковой работе, показывают свои изделия одноклассникам, учителям школы. Интересы у детей со средним уровнем учебной мотивации самые различные. Их личностные характеристики также сильно различаются.

Подростки со средненизким уровнем учебной мотивации обычно не хотят учиться. Они очень рассеяны, невнимательны на уроках. У большинства из них слуховая и зрительная память на низком уровне, особенно воспроизведение. На вопросы учителя дети отвечают односложно. Они испытывают трудности при усвоении нового материала. Во время занятий часто отвлекаются: играют, смотрят в окно, задают вопросы не по существу изучаемого материала.

Подростки со средненизким уровнем учебной мотивации проявляют разную по уровню активность. В основном они стремятся действовать по образцу, ждут, когда задание выполнит кто-нибудь другой.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Выводы
Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что ...

Типизация «трудных» детей и подростков.
Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит ...

Теоретические подходы к исследованию общения
Существуют различные теоретические модели социальной коммуникации. В рамках психоаналитической модели, основанной на теоретических учениях З. Фрейда и К. Юнга, коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru