Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях специальной школы способствует формированию учебной мотивации подростков с задержкой психического развития. Наиболее эффективным должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие познавательных процессов подростков и их творческой активности.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении, среди которых не менее 50% составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
В специальной психологии и педагогике последних десятилетий уделялось пристальное внимание вопросам изучения, обучения и развития учащихся с ЗПР (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, В.Л. Подобед, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина и др.). Большинство авторов сосредоточивали усилия на изучении детей младшего школьного возраста. В результате проведенных исследований была получена система данных о психологических особенностях этих детей и отработаны содержание, методы и организация обучения младших школьников с ЗПР.
В отличие от этого, изучение подростков с ЗПР проводилось гораздо менее систематично и последовательно. Специфика обучения школьников этой категории почти не изучена, проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в средних классах специальной школы еще не получили достаточного научного осмысления. Рекомендации же, предлагаемые отдельными педагогическими коллективами, противоречивы и мало апробированы. В психолого-педагогической литературе до настоящего времени не представлен комплексный подход к изучению мотивации у подростков с ЗПР. Из-за этого остается открытым и вопрос о способах повышения уровня учебной мотивации у учащихся данной категории.
Многочисленные исследования показывают, что интерес школьников к учебе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. В подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает даже у нормально развивающихся детей, не говоря уже о подростках с ЗПР. Вместе с тем, поскольку "обучение ведет развитие" (Л.С. Выготский), основным способом коррекции и компенсации нарушений развития является именно целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно сохранить и поддерживать у детей, относящихся к этой категории, достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения.
Термин "мотивация" по-разному используется разными авторами. Вместе с тем, практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником (побудителем) активности (А.Н. Леонтьев, 1946, 1975; В.Г. Асеев, 1976; П.М. Якобсон, 1969, и мн. др.).
В работах, посвященных учебной мотивации, мы встречаемся с теми же подходами, которые применительно к мотивации в целом. Так, Л.И. Божович (1972) определила учебные мотивы как "то, что побуждает активность ребенка, в том числе и принятые им решения, и чувство долга, и сознание необходимости". А.К. Маркова (1978) подчеркивает другую сторону учебной мотивации - ее направленность: "мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности".
Согласно А.Н. Леонтьеву (1975), учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не привносятся в нее извне "в готовом виде". Их становление зависит от структуры той деятельности, в которую включен ребенок. Изменяя содержание и формы этой деятельности, то есть, обеспечивая определенные условия обучения, можно влиять на мотивацию, перестраивать ее.
А.К. Маркова (1978), проведшая цикл глубоких и всесторонних экспериментальных исследований по проблеме учебной мотивации школьников, стоит в целом на тех же позициях. Она определяет учебную мотивацию как "одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности". Особенности складывающейся мотивации определяются структурой и содержанием этой деятельности.
Таким образом, изучение литературы по проблеме развития учебной мотивации показывает, что мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен подросток. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее.
В своей работе я опиралась на эти данные и на положение о значительных потенциальных возможностях подростков с ЗПР. Наличие значительных потенциальных возможностей умственного развития предполагает перспективность коррекционной работы по формированию учебной мотивации подростков с ЗПР. Для достижения наибольшего эффекта коррекционно-развивающего обучения вся учебно-воспитательная работа должна быть построена так, чтобы она не ограничивалась бы сообщением детям новых знаний и постоянным многократным повторением, а была направлена на развитие познавательных процессов подростков и их творческой активности.
Другие материалы:
Психоаналитическая теория
Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.
Диск ...
Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному
обучению
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе:
1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физ ...
Вивейшн - как уникальная дыхательная техника интеграции личности
Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед теорией и практикой оздоровительной работы и духовного совершенствования человека, является разработка специальных курсов занятий достаточно высокого теоретического и методического у ...