Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Это определяется тем, что, во-первых, от лица исходит голос, слышимый другим человеком; во-вторых, сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сообщают о состоянии человека. Изучением особенностей восприятия человеком лиц других людей занимались ряд ученых. Таких, как П.М.Якобсон [27, с.13], Ф.Ленард, Э.Банлаки, С.Ванденберг, М.Маттисон [4, с.100-101] и др., которые стремились:
- проследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица по мере формирования личности воспринимающего;
- выявить характерные особенности распознавания у людей, страдающих расстройством психического здоровья;
- определить основания, которыми руководствуются люди, определяя выражения лиц.
Вторым немаловажным элементом физического облика человека являются жесты, по которым можно судить об отношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, о желании этого человека, о его состоянии.
Согласно наблюдениям М.Кроута, изложенным А.А.Бодалевым [4, с.103], существует связь между различными непроизвольными жестами и определенными состояниями. Так, например, пальцы, сведенные кончиками вместе, означают покорность, смирение; палец у губ – стыд; палец, зажатый обвившими его пальцами другой руки, - самоободрение.
Исследователь М.Гельм [4, с.104] считал, что в состоянии эмоционального напряжения и конфликта возникают многообразные движения смущения и беспокойства, которые заключаются в усиленной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, в отбрасывании «мешающих» волос.
Походка человека также обогащает наше впечатление о нем. Она характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью. Походке может быть присуща большая или меньшая естественность. Неестественность в походке появляется у человека при состоянии «скованности», чрезмерного напряжения. Изучением механизма ходьбы и исследованием походки занимались Н.А.Бернштейн [3, с.18], А.Вебер, Дж.Браун, К.Энке, С.Фишер, Р.Покорны и др. Так, Р.Покорны в работе «О выражении человека в походке» указывает, что раскачивание при ходьбе – признак аккуратности, точности, иногда даже педантичности. В некоторых случаях раскачивающаяся походка свидетельствует о тщеславии. Он же полагает, что нарушение нормальных пропорций между ростом человека и длиной его шага тоже может свидетельствовать об определенном состоянии или чертах характера. Необычно большие шаги малорослого могут означать желание быстрее достичь цели, стремительность, энергию. Маленькие шаги высокого человека могут говорить не только о неторопливости, но и о робости, о желании отдалить встречу с кем-то.
Еще одним компонентом физического облика, который влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих, является голос. Голоса людей различаются по высоте, тембру, манере произношения и являются довольно тонким инструментом выражения состояния их владельцев.
Г.Олпорт, по утверждению А.А.Бодалева [4, с.107], считает, что голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека, которому он принадлежит.
По мнению автора дипломной работы, голос действительно может «выдать» переживания человека, сказать об отношении его владельца к тому или иному факту, помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека.
Помимо признаков, образующих физический облик человека, компонентом внешнего облика являются его одежда, прическа, украшения. От оформления облика человека также зависит характер впечатления, которое складывается о нем у воспринимающих его людей.
Другие материалы:
Сенсорные системы, их роль и место в организации поведения человека
Организм как единое целое может существовать только при условии, когда составляющие его органы и ткани функционируют с такой интенсивностью и в таком объеме, которые обеспечивают адекватное уравновешивание со средой обитания. По словам И. ...
Особенности речевого развития детей раннего
возраста
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически ...
Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в
младшем школьном возрасте
Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, осо ...