Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе

Страница 3

И завершают систему проявлений физического и в определенной мере духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем, движения и действия. Они совместно с поступками составляют поведение человека. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди приникают в их внутреннее психологическое содержание, познают убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности. Правильной оценке выразительных движений партнера и его личности в целом способствует наличие факторов адекватного восприятия человека человеком:

а) полнота научных знаний о человеке и обществе;

б) широта представлений о человеке, его эмоциональном состоянии, мотивах поведения, подчеркнутых из художественных произведений;

в) широта межличностных контактов и их анализ;

г) психологическая грамотность.

Возвращаясь к особенностям, образующим внешний облик и поведение человека, необходимо отметить, что они могут нести не только осведомительную, но и регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке. В соответствии с этим А.А.Бодалев [4, с.92-93] выделяет следующие функции правильного восприятия человека человеком:

1) Осведомительная функция – система знаний о другом человеке, которая при нормальном течении процесса совместной деятельности, при реализации человеком целей, которых он хотел бы достичь, общаясь с другим человеком, носит осведомительных характер.

2) Регулятивная функция – информация, участвующая в регулировании поведения человека по отношению к другому.

Исходя из сказанного, всю информацию, поступающую в процессе взаимодействия с другим человеком можно условно разделить на группы в зависимости от ее содержания, способов хранения и целей использования:

а) общеосведомительная информация – это информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накапливается и сохраняется длительное время, используется при оценке возможностей этого человека;

б) ограниченная осведомительная информация – информация о готовности другого человека к деятельности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности;

в) текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека.

На важность умения понимать другого по внешним проявлениям его эмоционального состояния, внешнему рисунку его поведения указывали Н.К.Крупская и А.С.Макаренко. Н.К.Крупская считала, что опыт преднамеренного наблюдения за состоянием окружающих надо формировать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она указывала, что объектам организованных педагогами наблюдений должны быть представители старшего поколения, дедушки и бабушки, близкие и родственники детей [5, с.24-26].

А.С.Макаренко отмечал, что видеть хорошее в человеке всегда трудно; оно слишком прикрыто повседневностью. Вместе с тем «пониженное представление» о другом сдерживает развитие отношений заботливости, тактичности [5, с.27-29]. В педагогике методики формирования у подростков и старших школьников разрабатывались К.В.Гавриловец. Это методики «Расскажи мне обо мне», методика независимых характеристик [5, с.18].

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что в последнее десятилетие XX в. все больше и больше ученых включаются в разработку данной проблемы – проблемы познания людьми друг друга. Их исследования создают предпосылки для успешного формирования у человека знания других людей, для постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Помимо этого, говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо видеть, что это познание связано с установлением и сохранением коммуникаций, в процессе которых люди выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами и субъектами. Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями об обществе, о человеке и его сознании. Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства – одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания в современную эпоху.

Страницы: 1 2 3 


Другие материалы:

Теоретические подходы к исследованию общения
Существуют различные теоретические модели социальной коммуникации. В рамках психоаналитической модели, основанной на теоретических учениях З. Фрейда и К. Юнга, коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечени ...

Эмоциональное состояние организма
Многие психологи считают, чтобы влюбиться, необходимо особое состояние души. Другими словами, одного и того же человека можно сегодня безразлично пропустить мимо себя, а встретив спустя две недели, потерять от него голову. И это справедли ...

Синдром выгорания
Научный и практический интерес к синдрому выгорания часто обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление постоянно возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью д ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru