Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей

Материалы » Формирование психологической культуры детей » Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей

Страница 3

В современной психологии стили семейного воспитания условно делят на три основные группы: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. [5] Первый из них проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, полное безразличие к делам и чувствам другого. Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного процесса [17, 19, 20].

Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. к неблагоприятным стилям семейного воспитания относят потворствующую гиперпротекцию, доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение, повышенную моральную ответственность, гиперпротекцию, а также тип «родителя – начальника» и «родителя – товарища». Авторы отмечают, что ни одна из этих ролей не позволяет родителям создать в семье атмосферу доверия [16].

Захаров А. И. выделяет такие значимые стороны поведения родителей как гиперопека, непоследовательность и протеворечивость воспитания, характеризующиеся разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованность педагогических действий, дезориентирующих ребенка, а также негибкость родителей в отношениях с детьми, аффективность, тревожность и авторитарность семейного воспитания [42].

Анализ современного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития. [30]

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психологической и педагогической культуры, которая проявляется в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности и нежеланием менять сложившиеся стереотипы воспитания. [30, 32]

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития. [30]

Однако в настоящее время отсутствует единая система формирования психологической культуры родителей. Нет четкого представления о феноменологии психологической культуры родителей, формах и методах ее формирования в современных условиях. [1]

Для характеристики психологической культуры родителей были выделены два следующих параметра:

1) способы и приемы общения родителей с детьми в ходе воспитательного воздействия: методы словесного воздействия (побуждение, убеждение, увещевание, принуждение), методы контроля, наглядного показа, поощрения, наказания.

2) стиль взаимодействия с ребенком, который синтезирует в себе весь характер компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей и дает интегральную характеристику определенному уровню психологической культуры родителей. [8]

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Общие понятия о темпераменте
Природа позаботилась о том, чтобы все люди, проживающие на земле, были отличны друг от друга. Эти отличия проявляются практически во всём, в том числе в личностных характеристиках человека. Личность каждого человека неповторима и индивиду ...

Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент – особый тип экспериментального метода – предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольш ...

Развитие самосознания в раннем возрасте
Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания — осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Самосознание является продуктом развития человека, е ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru