Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников

Материалы » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников

Страница 2

Со школы, учителей спрос за развитие интересов детей особый. И здесь на первый план выступает увлеченный учитель, интересный для ребят человек. Если в семье один ребенок и то с ним не всегда ладят, представляете себе, какой личностью должен быть педагог, способный удивить, увлечь и повести за собой целый класс.

Буквальный перевод латинского слова «интерес» — «иметь значение», «быть между». Чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. А если к интересу приложить и стремление, и долг, то человек уже не просто решает поставленную перед ним нормальную учебную задачу, но и переиначивает ее на испытание самого себя. Интерес направлен на то, чтобы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа [3, c. 61-62].

Когда учитель придет в класс, посоветуйте отстающим: «Сделайте первое невероятное усилие — разберитесь в каком-нибудь кусочке нелюбимого вами предмета. Может статься, это решит вам дальнейшую судьбу - чем больше узнаешь, тем интереснее становится узнавать дальше». Знания и интересы — неразъединяемое целое.

Даже неопытный учитель легко замечает изменение интереса обучаемых. Профессор А.К. Дусавицкий составил типичные «портреты» заинтересованного и незаинтересованного учеников.

« .Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе — ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она — точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.

. Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел.

. Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание» [17, c. 57-58].

Объективные трудности, встающие перед каждым учителем при решении проблемы интереса, связаны со многими факторами. Важнейшие из них: 1) качественно новые требования, обусловленные реформой школы, предъявляемые сегодня педагогу в связи с повышением качества обучения и воспитания детей; 2) усиливающееся влияние научно-технической революции на подрастающее поколение, выдвинувшее задачу—формирование личности педагога-исследователя, обладающего многосторонними профессиональными и общекультурными интересами, непрерывно совершенствующего свои качества; 3) постоянно меняющиеся ситуации в учебно-воспитательном процессе, связанные прежде всего с новым уровнем знаний учеников. Это в свою очередь выдвигает на первый план достаточно сложную задачу постоянного изучения, учета индивидуальных интересов и склонностей учащихся, мотивов их поведения и учения [30, c. 8-9].

Вполне естественно, что необходимо иметь точный научный ориентир, определяющий решение педагогических задач. Этот ориентир вырастает из знания методологических и теоретических основ решения проблемы.

Столетиями система школьного обучения строилась по одной схеме: учитель передавал знания, преподавал свой предмет, ученик усваивал знания, изучал этот предмет. Педагоги, притом не только в школе, а фактически в любом учебном заведении, оставались главным и решающим источником воздействия на умы и сердца детей.

Дело в том, что интерес необходимо рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения, организованного на научных основах. Для достижения высоких качественных результатов при решении проблемы интереса и некоторых других смежных проблем, связанных, например, с развитием творческих способностей и дарований учеников, учитель может не ставить перед собой специально задачу, о которой мы говорим.

Учитель ставит перед собой в качестве главной, решающей цели — воспитание, творческой личности ученика, выявление и развитие творческой индивидуальности. Это для него как пусковой механизм, который должен работать, по его педагогическому убеждению, всегда, при любых обстоятельствах, в любых ситуациях. И конечно, такой выбор цели срабатывает вполне успешно, так как целенаправленно организованный процесс обучения выявляет у учащихся внутренние резервы к познанию собственной личности и ее всестороннему совершенствованию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Темперамент и деятельность, темперамент и общение
Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамен ...

Формы и методы развития познавательного интереса старших школьников
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоц ...

Характеристика основных элементов конфликта
Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и явл ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru