Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников

Материалы » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников

Страница 6

Третий, высший уровень решения проблемы — научно-исследовательский. Он соединяет воедино эмпирическое начало и творческое отношение с исследовательским подходом к изучению детских интересов, склонностей, способностей. На этом этапе, с учетом состояния здоровья учащихся, уровня их предшествующей учебной подготовки, создаются самые благоприятные условия для проявления и развития творческой личности ученика. Учитель, успешно решающий проблему интереса — это прежде всего педагог-исследователь. Ему близки и дороги слова педагога В. П. Вахтерова: «Если обучение—искусство, то это высшее из всех искусств, потому что оно имеет дело не с мрамором, не с полотном и красками, а с живыми людьми. И тогда школа является высшей художественной студией, и учителю, как художнику, должен быть предоставлен известный простор и свобода его творчества» [6, c. 3].

Что лежит в основе творческого мышления педагога? Что необходимо для его формирования? В основе творческого педагогического мышления лежит глубокое самостоятельное изучение научной педагогики, психологии, ряда смежных областей знаний, передового опыта обучения и воспитания учащихся, педагогический самоанализ, ведение дневников наблюдений за своей повседневной работой.

Как лучше развивать творческое мышление, на что следует обратить первостепенное внимание?

Существуют два основных пути решения этой задачи, соответствующих двум основным целям педагогического воздействия на человека, стремящегося стать высококвалифицированным преподавателем, способным оказывать воспитывающее и развивающее воздействие на учащихся.

Первый — организация обмена опытом по изучению педагогической науки, психологии, передового, опыта, особенностей их применения в личной практике. Основная цель, которая реализуется при этом, — пробуждение глубокого интереса и потребности в непрерывном самообразовании и самовоспитании каждого учителя.

Виды занятий: творческие семинары, обсуждение докладов, рефератов, сообщений о прочитанных книгах, статьях по педагогике, психологии, некоторым другим смежным областям знаний. Что необходимо для успеха дела? Прежде всего — творческая тематика докладов, рефератов, четкие требования к их подготовке, подбор научно-педагогической литературы, планы и программы творческих семинаров, задания для самостоятельной работы различной степени трудностей, организация дискуссий и пр.

Второй—организация системы самостоятельной работы и психолого-педагогического самообразования. Цель, достигаемая в этом случае, —формирование умений и навыков, необходимых для успешной творческой работы в современной школе, развитие исследовательского мышления, потребности в самообразовании. Это достигается только с помощью постоянной и систематической самостоятельной работы по изучению достижений педагогики и психологии, передового опыта [21, c. 133-135].

Итак, главные условия, определяющие решение задачи, — сформировать глубокий интерес к учебным предметам у одних школьников и развить его у других: всесторонняя активизация познавательной деятельности учащихся, творческое применение учителем и всем педагогическим коллективом принципов и методов обучения на основе исследовательского подхода, развитие у детей потребности в самообразовании. Все это может дать как педагогу, так и его питомцам несколько направлений для работы и учебы, чтобы успешно решить основные задачи обучения: приобретение школьниками новых знаний, творческое использование имеющихся, потребность в самообразовании и привычка к серьезному умственному труду, овладение методами рационального мышления и умением ориентироваться в новейших достижениях науки и техники, способность профессионального выбора, освоение практики первоначальных научных изысканий, опытов, наблюдений, экспериментов, проявление любознательности как черты личности.

Будем помнить азбуку воспитания: не отдельные усилия и талант учителей-энтузиастов делают ребенка лучше, а система воспитания и обучения. И в этом проявление закона педагогики, который можно выразить в виде формулы: система педагогического воздействия равна традициям, принципам и методам обучения и воспитания, умноженным на индивидуальное и коллективное творчество учителей, их специальную, педагогическую и общую научную образованность и культуру. Если научная образованность, педагогическая и общая культура достаточно высоки, система приближается к совершенству [27, c. 83-85].

К. Д. Ушинский, подчеркивал, что главное в педагогической деятельности состоит вовсе не в выучивании правил обучения и воспитания, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают [46, c. 78].

Велика и многообразна сфера влияния учителя на учеников, сложны его обязанности. Немалые трудности встают порой перед учителем. Но есть в педагогической профессии то, ради чего избирают ее многие юноши и девушки, желающие ввести своих учеников в мир неизведанного, раскрыть перед ними радости творческого труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Психофизиология как наука
Первая попытка выделить психофизиологию в самостоятельный раздел психологии связано с именем немецкого психолога В.Вундта, который ввел в психологию экспериментальный метод. В. Вундт выделил в психологии два направления исследование. Перв ...

Межличностный конфликт на внутриличностной основе
В данном случае противоречия между партнерами по взаимодействию как такового нет, но есть внутриличностная напряженность одной или двух сторон, которая и становиться причиной конфликта. Эта напряженность при достижении определенной величи ...

Восприятие движения
Восприятие движения – это отражение изменения положения объектов в физическом пространстве. Восприятие движения имеет очень важное биологическое значение. Для многих животных движение объекта значит больше, чем сам объект. Движение – это ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru