Итак, учитель пришел на урок. Он хорошо понимает необходимость решения проблемы интереса, вооружен конкретными знаниями ведения урока. Но, как это нередко бывает в педагогической практике, учитель, особенно начинающий, затрудняется в быстрой ориентировке, не всегда знает, с чего лучше начать объяснение нового материала, как организовать самостоятельную .работу, пробуждающую и развивающую интерес к познанию, стремление к самообразованию.
Процесс обучения в школе — главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. В школе урок — одна из основных форм обучения.
Следовательно, именно поэтому на уроке необходимо воспитывать и развивать у ученика глубокий и многосторонний интерес к знаниям и потребность в самообразовании. В настоящее время имеется немало содержательных книг, посвященных повышению эффективности и качества классно-урочной системы, повышению ее воспитывающей и развивающей функций.
Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания. А от уровня заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность, критичность ума, творческий подъем, степень утомляемости и возбужденности, радостное или, наоборот, подавленное настроение, зарождение потребности творчески применять знания или, напротив, нежелание это делать [3, c. 70-73].
Вспыхнувшая внезапно заинтересованность не является решающим условием развития способностей, да и глубокий интерес к науке никогда еще не возникал в результате первого впечатления, каким бы глубоким оно ни было.
Иначе, разве привели бы учеников сами по себе такие уроки литературы, русского языка в библиотеки и читальные залы, видно ли было бы их сидящими за какой-то сложной задачей, проблемной, научной статьей? Конечно, нет. Но каждое объяснение учителем нового материала может и должно вызывать у подростков желание больше узнать, лучше учиться, заниматься постоянно своим самообразованием и самовоспитанием. Хорошее объяснение учителя вводит учеников в мир первоначальной научной заинтересованности. Но только в сочетании с самостоятельной работой ученика оно способно дать нужный педагогический эффект.
Вряд ли сегодня можно найти учителя или преподавателя, который, бы не мечтал о том, чтобы его уроки, лекции, вся система организации учебно-воспитательной работы были интересными, увлекательными для ученика, студента. Желание вполне естественное, так как без овладения искусством пробуждения интереса к знаниям нет и не может быть сегодня настоящего педагога [11, c. 228-230].
Это хорошо понимает каждый преподаватель, уже в первый год работы. Однако из понимания этого факта делаются порой неправильные выводы, ошибочные суждения. Некоторые педагоги стремятся заинтересовать своим предметом во чтобы то ни стало. Любым путем. Вместо глубокого изучения психолого-педагогических основ решения проблемы начинаются поиски создания бесчисленных заинтересовывающих внешне ситуаций, что нередко дополняется отсутствием требовательности к ученикам. Постоянное ожидание развлекательных ситуаций на уроках часто приводит к противоположному результату — нежеланию самостоятельно мыслить, к утрате привычки и потребности, трудиться. И нередко главная здесь причина — неправильный, ненаучный подход к решению проблемы интереса в практике отдельных учителей. Глубоко был прав К. Д. Ушинский, когда писал: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» [46, c. 182-183].
Конечно, это не означает отрицания занимательности изложения, стремления любого педагога заинтересовать своим предметом ученика. Однако использование различных приемов с этой целью должно быть в меру и подчинено главной и высшей идее — развитию у каждого, овладевающего знаниями, наукой, умения мыслить, воспитанию твердого характера, чувства долга и ответственности за свою учебу и повседневное поведение. Без этого глубокий интерес к знаниям, любому предмету; области науки не может сформироваться.
Отсюда три правила: 1) пробуждая любопытство и заинтересованность темой, всегда надо помнить о том, что это лишь средство для достижения цели, но не конечная цель; 2) чем раньше, развивая детское любопытство и любознательность, ведет учитель своих учеников к творческому овладению знаниями, умениями и навыками на основе разносторонней самостоятельной работы, тем больше гарантии для воспитания у ученика глубоких интересов и потребностей; 3) пробуждая интерес, необходимо помнить о триединой задаче обучения — научить, развить, вдохновить каждого ученика на повседневный труд, систему личного самообразования, творческое проведение досуга [42, c. 33-35].
Другие материалы:
Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе
В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности её изменить ...
История возникновения психогенетики.
В середине 50-х гг. произошла счастливая встреча инженера-физика Чампиона Тойча, прошедшего войну боевым офицером авиаразведки США, и Джоэл Мари Ноэл, одаренной необычайными экстрасенсорными способностями. В их бесконечных спорах создавал ...
Резервы нашего сознания
Наше сознание таит в себе много тайн и загадок. Поэтому когда мы попадаем в очень тяжелые, критические или экстремальные ситуации, то очень часто скрытые, потенциальные возможности нашего организма проявляются самым неожиданным образом. Э ...