Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Материалы » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных этапах урока

Страница 6

Как быть в таких случаях, особенно с теми, кто слабо успевает по многим предметам, уделяя повышенное внимание лишь избранным?

Ждать, пока ученик заинтересуется всеми другими учебными дисциплинами? А если трудности овладения программным материалом хотя бы некоторых из них настолько велики, что ученик, несмотря на все свои усилия, не может преодолеть их? Оставлять его на второй год? Но не потеряем ли мы тогда будущего ученого, или знатока техники, или артиста?

1. Такие учащиеся должны получать индивидуальные задания повышенного типа, как по интересующему предмету, так и по смежным областям знаний. В составлении этих заданий должны участвовать лучшие учителя-предметники школы. Выполняться подобные задания могут в разные сроки, а не обязательно к очередному уроку.

2. Задания по тем предметам, которые ученику даются труднее, надо составлять также по индивидуальному плану с таким расчетом, чтобы подросток постепенно ликвидировал пробелы в своих знаниях. Целесообразно использовать для таких школьников систему зачетных заданий, расширить круг письменных работ, выполняемых к установленному сроку [30, c. 8-10].

Задания по всем предметам надо не только индивидуализировать, но и давать не столько к очередному уроку, сколько к последующим урокам. Завуч школы может в таком случае лучше регулировать нагрузку таких учеников.

Словом, нужно решительнее искать выход из сложившегося положения. Учителю трудно выйти из рамок сложившейся системы учебной работы, в процессе которой каждый ученик, независимо от своих способностей, интересов, склонностей, темпа продвижения и состояния здоровья, должен идти в русле учебных планов, программ и учебников, причем одинаковым темпом со всеми. А в отдельных случаях, видимо, необходимо создание и индивидуальной системы обучения.

Введение факультативных курсов создает реальные возможности для развития индивидуальных интересов и склонностей учащихся, увлеченных отдельными учебными предметами. Однако задача школы, каждого учителя этим не упрощается, а усложняется: нужно обеспечить не только в процессе преподавания факультативных курсов, но и во всей системе обучения развитие любознательности учащихся как черты личности, формирование глубоких и многосторонних умственных интересов.

От любопытства и любознательности к повышенной заинтересованности и глубокому интересу, увлеченности знаниями ведет настоящий учитель каждого своего ученика, сообразуясь с его индивидуальными и возрастными особенностями. Ученики с интересом не только слушают объяснения любимой учительницы, но и выполняют сложные задания, ведут дневники наблюдений за природой, читают научно-популярную литературу, увлекаются творчеством. Если же такой системы воспитания и раскрытия творческой личности ребенка нет, не может быть создано и условий для появления глубокого интереса к отдельным областям знаний. Этим, вероятно, и можно объяснить, почему в начальных классах у хорошего учителя больше увлеченных знаниями, чем в V—VIII классах, где дети учатся у разных учителей, из которых не все владеют методами и приемами развития любознательности и воспитания глубокого интереса. Если же добавить к этому отсутствие координации в действиях учителей, то станет понятней главная причина узости интересов у многих подростков и старших школьников [14, c. 288-291].

Вот почему так необходимо при осуществлении индивидуального подхода к отдельным ученикам, увлеченным предметом, постоянно изучать систему работы учителей, преподающих в одном классе, индивидуальные особенности каждого ученика, анализировать причины пробелов в знаниях, учитывать состояние здоровья, уровень предшествующей учебной подготовки детей и методы их самостоятельной работы по различным учебным дисциплинам.

Итак, индивидуальный подход учителя к учащимся, обладающим глубоким и устойчивым интересом к знаниям, имеет очень важное значение и включает: разработку заданий повышенной трудности, рекомендацию более сложной дополнительной литературы, помощь в Овладении все "более сложными умениями и навыками Самостоятельной творческой работы. В процессе изучения учащихся каждый учитель может легко увидеть и тех учеников, которые только заинтересованы предметом, но еще не увлечены им. Таким подросткам тоже надо уметь вовремя оказать помощь и поддержку, чтобы развить их любознательность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другие материалы:

Методология психологии управления
Разработка концепции соотношения методологии, теории и практики психологии управления невозможна без учета того обстоятельства, что Россия со времен после Витте и Столыпина переживает глубокий кризис в сфере управления. Его сущность заклю ...

Содержание формирующего эксперимента
Формирующий этап эксперимента проводился автором дипломной работы с младшими школьниками из группы испытуемых в течение с марта по сентябрь 2006 года. На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована коррекционно-ра ...

Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60-е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовск ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru