Элементарные частицы света – фотоны – воздействуют на процессы, происходящие в организме:
· осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
· повышают энергетику;
· улучшают состояние иммунной системы;
· регулируют функции многих гормонов, двадцать из которых являются светозависимыми, в том числе и мелатонин – гормон шишковидной железы, выполняющий роль внутренних часов организма;
· задают и поддерживают ритм клеточных колебаний;
· активизируют синтез в коже витамина D, необходимого для отложения кальция в костной ткани.
Основная физическая характеристика света – частота колебаний и тесно с ней связанная длина волны, которая определяет его физиологическую активность. Свет определенной длины волны (цвет) вызывает резонансное возбуждение энергетических точек (акупунктурные точки, энергетические меридианы), расположенных на поверхности кожи.
С длиной волны излучения меняется глубина его проникновения в ткани организма. Инфракрасное излучение проникает на глубину до 40-50 мм, а ультрафиолетовое на 0,6-1 мм, воздействуя лишь на самые поверхностные слои кожи (на эпидермис). Тем не менее, коротковолновое ультрафиолетовое излучение обладает наиболее выраженным биологическим действием по сравнению с видимыми и инфракрасными лучами.
При поглощении лучистой энергии атомами и молекулами тканей организма происходит ее превращение в другие виды энергии, прежде всего в тепловую и химическую. Первое больше присуще инфракрасным лучам, а второе – ультрафиолетовому излучению.
Поэтому терапевтические эффекты инфракрасного света реализуются в основном за счет теплового воздействия. Проникая в ткани, инфракрасное излучение вызывает на месте своего поглощения образование тепла и таким образом активно влияет на течение различных физиологических и патологических процессов организма. При этом усиливается кровенаполнение всех слоев кожи и подкожной клетчатки.
Происходят изменения, которые можно назвать одним словом – фотобиоактивация. Результатом фотобиоактивации являются следующие физиологические реакции: увеличение синтеза АТФ, РНК (аденазинтрифосфорной и рибонуклеиновой кислот, влияющих на сократительную способность мыщц, в т.ч. миокарда) и коллагена, снижение степени отека, активизация обмена веществ в клетке, разжижение крови, активизация иммунной системы.
Особо в светолечении стоит лазерная терапия – использование электромагнитного излучения, обладающего рядом уникальных свойств. В отличие от хаотичного излучения солнца лазер можно «заставить» излучать электромагнитные волны с нужными свойствами, например, лечебными. Выражаясь языком физики, электромагнитное излучение лазера монохроматично (наличие одной длины волны), когерентно (совпадение частотных характеристик светового излучения, т.е. наличие фазы) и поляризовано (световые волны распространяются в параллельных плоскостях).
А обычный солнечный свет представляет совокупность многих колебаний с разными случайными частотами и фазами. В основе действия низкоинтенсивного («мягкого») лазерного излучения на биологические объекты лежат фотофизические, фотохимические и фотобиологические процессы, приводящие к нормализации функций регуляторных систем организма человека – иммунной, эндокринной и центральной нервной.
Благодаря высокой проникающей способности лазерного излучения, оно воздействует не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. А проникнув, поглощается разными биологическими структурами (в первую очередь мембранами клеток) и влияет на обмен веществ в тканях. Интенсивность излучения, применяемого в лазерной терапии, зачастую намного меньше, чем интенсивность солнечного света в яркий день. Но оказывается, что этого вполне достаточно, чтобы помочь организму справиться со многими болезнями.
Другие материалы:
Приемы трансовой терапии
Трансовая коммуникация в психотерапии имеет три этапа. Первый состоит в насыщении сознания клиента разнообразной информацией, в том числе нередко противоречивой и сбивающей с толку. Можно использовать метафорический и образный язык. Эрикс ...
Уровни учебно-познавательной мотивации
А.К Марковой и др. рассматриваются следующие типы отношения школьника к учению и соответственно характер его мотивации и состояние учебной деятельности: отрицательное, нейтральное (пассивное) отношение, положительное (аморфное, нерасчленё ...
Терапевтические возможности музыкального искусства
Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья.
В.М. Бехтерев
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную ...