1. Соблюдение определенного временного интервала между реакцией и стимулом. Эффект наблюдается, если отрицательный стимул применяется непосредственно (с интервалом от десятых долей секунды до нескольких секунд) после ответной реакции. Если применение стимула запаздывает, его эффективность начинает быстро уменьшаться.
2. Использование определенной схемы применения отрицательного стимула. На первом этапе более эффективное подавление нежелательного поведения достигается с помощью постоянного применения отрицательного стимула и лишь спустя некоторое время можно переходить к непостоянной схеме угасания.
3. Наличие в поведении клиента альтернативных ответных реакций. Это касается угасания только того поведения, которое имеет целенаправленный характер. В этом случае, поскольку цель сохраняет свое значение для клиентов, а имеющийся в репертуаре стереотип ее достижения оказывается заблокированным, то при отсутствии других «желательных» стереотипов поведения это часто вызывает агрессию или другие формы деструктивного поведения.
Контроль стимула
Используется при коррекции нежелательного поведения. Механизм действия методики строится на положении о том, что связь между некоторыми стимулами и реакциями на них носит достаточно жесткий характер. Появление стимула позволяет точно предсказать ответ, поэтому, контролируя условия появления стимулов и предшествующих реакций, можно добиваться изменения поведения с меньшими затратами времени и сил, чем контролируя результаты самого поведения.
Исходя, из этих положений методика преследует цели научить клиента:
1. Идентифицировать и выявить условия, увеличивающие подкрепление нежелательного поведения, и избегать их. Например, в целях контроля за весом устанавливается связи различных ситуаций с едой (еда во время прогулки и.т.д.), с последующим исключением этих стимулов (например, еда только в определенном месте и в определенное время).
2. Укреплять стимулы, связанные с желательным поведением. Например, составление списка продуктов и блюд, имеющих низкую калорийность, и научение клиента определенными правилами использования списка. Так, ежедневный письменный учет калорийности потребленных продуктов позволяет быть еще более последовательным в достижении цели. Например, новая прическа и новый стиль одежды могут способствовать появлению желания общаться.
3. Манипулировать периодом депривации (воздержания от нежелательного поведения), не доводя его до уровня потери контроля поведения.
Тренинговые группы
Поведенческая психотерапия активно использует групповые формы работы, различные виды тренингов (социально-психологический тренинг, тренинг профессиональных навыков и пр.), главная цель которых состоит в формировании определенных поведенческих навыков, используя при этом психокоррекционный потенциал группы (взаимоотношения, подкрепление, обратная связь, ролевые модели и пр.). С помощью наблюдения за другими участниками и последующей самостоятельной поведенческой практики в смоделированных ситуациях человек может взрастить в себе уверенность в том, что в жизненных ситуациях он станет вести себя более эффективно. Например, человек сначала играет роль уверенного в себе человека (окружающие в силу своих возможностей поддерживают его в этом начинании), а затем постепенно на самом деле становится уверенным в себе в условиях повседневной жизни.
Программированное обучение
Скиннер одним из первых, исходя из идей бихевиоризма, стал пропагандировать пользу программированного обучения с помощью компьютеров. Он выдвигал следующие аргументы: каждый учащийся работает в своем темпе (холерик – быстро, флегматик – медленно); ученик переходит к более сложному материалу лишь тогда, когда усвоил более простой; благодаря имеющемуся правильному ответу «ученик всегда прав», у него нет чувства ущербности («садись, бездарь, двойка»); ученик постоянно активен и получает немедленное подтверждение своего успеха; вопрос всегда сформулирован квалифицированно и в такой форме, что ученик понимает его суть; ответы машины всегда имеют иерархию точности, дают возможность выбора, носят обучающий характер. При программированном обучении меняется роль преподавателя, так как за содержание программы и достоверность ответов отвечает составитель.
Позиция психотерапевта, безусловно, дидактична и директивна: он разъясняет, убеждает, учит, он – авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и.т.д. Он апеллирует больше к разуму и логике, нежели к чувствам и переживаниям. Клиенту отводится роль ученика, а его участие в РЭТ опирается на следующие принципы: признание личной ответственности клиента за свои проблемы; принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире; обнаружение (опознавание) клиентом у себя этих представлений; признание клиентом полезности серьезного обсуждения этих представлений; согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями. Психотерапевт помогает клиенту понять, как клиент мешает самому себе изменяться, попадая в порочный круг самообвинений, и призывает к развитию рациональной жизненной философии.
Другие материалы:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с нарушением интеллекта
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследова ...
СМИ и информационные потребности аудитории.
Эффективность деятельности СМИ может быть изучена и оценена только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед этими средствами[4].
Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом
потребностей людей, их во ...
Исследование последствий воздействия массовой коммуникации
Вероятно, наиболее распространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИ связано в основном именно с этими последствиями, характер ...