Типы темперамента несовершеннолетних

Материалы » Типы темперамента несовершеннолетних

Страница 3

Не отрицая приведенные, классические виды темперамента, К. Леонгард и его сотрудники на основе эмпирических наблюдений обобщили и выделили 10 "типов личностей":

демонстративный (или же истероидный);

педантический (или же психастенический, или ананкастический);

застревающий (от термина "застревание" эмоций);

возбудимый (или же эпилептоидный);

гипертимический (или же гипертимный);

дистимический;

циклотимический (или же аффективно-лабильный);

экзальтированный (или же аффективно-экзальтированный);

тревожно-мнительный (или же боязливый);

эмотивный.

Кроме перечисленных чистых типов личности, как показывают наблюдения К. Леонгарда, в жизни часто встречаются и смешанные темпераменты.

Кроме того, учение К. Леонгарда дает целостное представление о личности. В отличие от теории А.Е. Личко, оно дает не психиатрическую, а психологическую типологию личности, что позволяет широко использовать ее при дифференциации походов в работе с несовершеннолетними, в частности, при выборе педагогических приемов воспитания.

Это возможно благодаря наличию плюсов и минусов, свойственных любому названному темпераменту. Для того, чтобы их раскрыть, необходимо рассмотреть главные отличительные черты каждого типа личности, выделенные К. Леонгардом.

Демонстративная личность. Сущность этой акцентуации заключается в аномальной способности к вытеснению из памяти как каких-либо событий, так и физической боли. Люди данного темперамента могут совсем "забывать" о том, чего они не желают знать. Они как бы вычеркивают все это из памяти, внушив себе, что дела обстояли другим образом. Поэтому лож для них в момент общения становится истиной. Демонстративные личности способны вжиться в свою роль настолько, что им не нужно приспосабливать свое поведение к неожиданно изменившейся ситуации. Они реагируют на нее всей своей личностью в соответствии с избранной ролью, перевоплощаясь настолько, что мимика их не выдает.

Вместе с тем высокий артистизм и хитрость наблюдается на фоне необдуманности поступков. Избранная роль может настолько поглощать людей данного типа, что они на время перестают понимать конечную цель. Поэтому на непредвиденный поворот эти лица реагируют импульсивно, ничего не взвешивая, и тем самым выдают себя с головой. Наиболее ярко эти обстоятельства проявляются в поведении несовершеннолетних, где катализатором выступает недостаток жизненного опыта.

Педантическая личность. У лиц данного, типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Они тянут с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Прежде чем начать что-то делать, люди педантического темперамента хотят еще и еще раз убедиться, что лучшего решения найти не возможно, что более удачных вариантов не существует. Им сложно вытеснить сомнения, а это тормозит его действия. Поэтому нерешимость является их отличительной чертой. Однако это не означает, что эти лица так ведут себя во всем. Указанное обстоятельство проявляется лишь тогда, когда неверный поступок грозит либо вызвать неприятности, либо воспрепятствовать приятному. Все это предопределяет педантическую скрупулезность, и очень высокое стремление к порядку и дисциплине которое нередко перерастает в изнуряющие проверки. Покой для них оказывается труднодоступным, а ситуации, требующие быстрых решений, становятся весьма обременительными.

Детей, принадлежащих к педантическому типу, можно сразу отличить от других. Они выделяются своей добросовестностью и дисциплиной, хотя для любого ребенка характерна беспечность и легкомысленность.

Застревающая личность. Основой для людей данного типа акцентуации является патологическая стойкость аффекта, что сразу же выделяет этот темперамент среди остальных. Обычно чувства, способные вызвать сильные реакции, идут на убыль после того, как реакциям дать волю: гнев у разгневанного гаснет, если наказать обидчика, страх у боязливого проходит, если устранить источник опасности. Если же адекватная реакция почему – то не состоялась, аффект прекращается значительно медленнее, но все же, если индивидуум мысленно обращается к другим темам, то обычное состояние сильного возбуждения через некоторое время проходит. У застревающей личности картина иная: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно вызываются эмоции, сопровождавшие стресс. Эта реакция держится очень долгое время, хотя никакие переживания ее не активизируют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Типология конфликта, причины возникновения конфликта
Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями и т.д. Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов р ...

Конфликтные личности
Несомненно, существуют «трудные» люди, тесть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вр ...

Топографическая и динамическая модели психики З. Фрейда
Его работы вызывают у каждого человека свое личное, индивидуальное отношение. Существуют периоды в жизни человека, когда описание, данное Фрейдом о роли сознательных и бессознательных процессов, оказывается личным открытием. Ошеломляющее ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru