Подобных позиций о равноправии темпераментов придерживались такие крупные специалисты в этой области как Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын. По их мнению, вопрос, какой темперамент является лучшим, неправомерен.
Предположение, что бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно с социальной точки зрения и приводит к ничем не обоснованным пессимистическим выводам, особенно в педагогике[5].
В соответствии с целью контрольной была проведена работа, направленная на решение следующих задач:
Провести анализ учебной и специальной литературе;
Подробно раскрыть содержание типов темперамента применительно к несовершеннолетним;
Рассмотреть особенности различных типов темперамента.
Темперамент - это врожденные характеристики человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.
Хлерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.
Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.
Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.
В работе также рассмотрена интересная с практической точки зрения классификация К. Леонгарда:
демонстративный (или же истероидный);
педантический (или же психастенический, или ананкастический);
застревающий (от термина "застревание" эмоций);
возбудимый (или же эпилептоидный);
гипертимический (или же гипертимный);
дистимический;
циклотимический (или же аффективно-лабильный);
экзальтированный (или же аффективно-экзальтированный);
тревожно-мнительный (или же боязливый);
эмотивный.
[1] Кравченко М., Зинченко М. Использование темпераментных детерминант при допросе несовершеннолетних правонарушителей. М.: 1999. – С. 5.
[2] Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов-н-Д: «Феникс», 2003. – С. 177.
[3] Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов-н-Д: «Феникс», 2003. – С. 179.
[4] Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. – С. 554.
[5] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. – С. 51.
Другие материалы:
Необходимость социального педагога в формировании коммуникативных навыков
младших школьников
Поскольку, как было установлено выше, коммуникативные навыки являются социально значимыми, в их формировании у детей младшего школьного возраста может принимать активное участие социальный педагог.
Социальный педагог - сотрудник, который ...
Эмоции и чувства
В жизни человека в формировании и развитии его личности эмоции и чувства играют огромную роль. Эмоции возникли в ходе эволюции как способы поведения организмов в типичных ситуациях – это наиболее древние по происхождению психические состо ...
Субъективные критерии и успешность карьеры
Афанасенко И.В. связывает успешность профессиональной карьеры с успешностью профессиональной Я-концепции, которую он представляет как специфически организованную систему, осмысленную и актуализированную в связи с профессией под влиянием с ...