Психоаналитическая теория личности З.Фрейда

Материалы » Формирование личности » Психоаналитическая теория личности З.Фрейда

Страница 3

Среди идей Фрейда, подвергшихся основательной критике со сто­роны К.Хорни (1885-1952), были, в частности, такие фундаментальные элементы его учения, как теория инстинктов, Эдипов комплекс, кон­цепция либидо и др. Но наиболее остро Хорни критиковал Фрейда за чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений и за игнорирование им “культурных факторов”. По мнению Хор­ни, к глобальным принципам, управляющим человеком, обуславливающим его поведение, относятся стремление к безопасности и реализация соб­ственных желаний[50].

Философ, психоаналитик и социолог Э.Фромм (1900-1980), прек­расно осознавая новизну и важность идей Фрейда для развития соии-ального познания, осуществил наиболее впечатляющую реформацию пси­хоаналитического учения, которая в значительной мере содействовала росту популярности как собственно психоанализа, так и психосоциологических доктрин[51].

Исследуя роль психических факторов в деятельности личности, в различных социальных процессах, Фромм критически переосмыслил ряд принципиальных положений теории Фрейда. Отвергая как миф тезис о “неизменной человеческой природе”, Фромм утверждал, что в ходе эво­люции человек частично утрачивает “непосредственную инстинктивную основу” и обретает новые качества, обуславливаемые социальной сре­дой.

Фромм считал, что “самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате соци­ального процесса формирования личности . Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - есть продукт культуры .”[52].

В результате самостоятельного исследования истории человече­ского общества Фромм пришел к выводу о существовании рада социаль­ных характеров людей, представляющих собой ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отли­чие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры. Согласно учению Фромма “социоэкономическая струк­тура общества формирует социальный характер своих членов таким об­разом., что им хочется делать то, что они должны делать”[53].

Пожалуй никто из неофрейдистов не уделял столь большого вни­мания анализу положения личности на различных этапах эволюции чело­веческого общества, как Фромм, что в значительной мере содействова­ло обогащению его учения.

Для думающей части населения в современной России Фромм, как мыслитель и гуманист, интересен своими подходами к опенке кризиса нынешнего западного капиталистического общества и путей его преодо­ления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ря­да опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противо­речиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнооб­разным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, кото­рые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен: большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господства над природой потерпели крах. Цивили­зация оказалась на грани самоуничтожения.

Неофрейдистские доктрины явились прямым следствием идей. и кон­цепций З.Фрейда, в чем состоит его огромная заслуга перед наукой.

Страницы: 1 2 3 


Другие материалы:

Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, "клиническое" (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, & ...

Типы семей
Среди общественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в жизни это не всегда и не всеми осознается в достаточной степени. Только разрушив этот плот относительного благополучия, мы начинаем задумываться о том, где и какие ...

Психосексуальное развитие и его роль в развитии личности
В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит ряд динамически дифференцированных стадий, вслед за чем наступает пяти-шестилетний период – латентный период – когда динамика более или менее стабилизируется. С наступлением подросткового п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychogood.ru