Также в мире идут различные споры по поводу исследований о влиянии фильмов ужасов. Допустим, существуют мнения о том, что надо запретить показывать фильмы ужасов, так как они плохо сказываются на психике детей. Но исследовательская статья из газеты «День» частично опровергает эту точку зрения: «В профессиональной литературе описано немало исследований влияния информации с элементами агрессии и насилия на психику детей и подростков, но специальных исследований, посвященных изучению влияния на детей фильмов ужасов, практически нет. На сегодняшний день уверенно можно говорить лишь о том, что информация с элементами ужасов вызовет у человека, особенно у ребенка, специфические ощущения экзистенциального характера, способные существенным образом трансформировать его эмоциональное состояние и оставить определенный след в его психической жизни. Однако при этом невозможно дать однозначный ответ касательно как особенностей этих трансформаций, так и того, насколько конструктивными или деструктивными они являются. В конце концов, остается невыясненным сугубо практический вопрос: разрешать ли детям смотреть фильмы ужасов?
В фильмах ужасов, которые представляют собой специальный жанр киноискусства, события происходят в «символическом» мире, существующем лишь на экране телевидения. Персонажей этих фильмов невозможно встретить в реальной жизни. Они являются жителями другого, «альтернативного», потустороннего, ирреального мира. Этот мир существует по другим законам, он непознанный, таинственный и потому опасный и угрожающий. Его персонажи «щекочут нервы», возбуждают, влекут, вызывают сложную смесь ощущений, а также напоминают о том, что где-то рядом всегда находится Смерть. От них «несет могилой». В этом состоит особенность фильмов ужасов, их отличие от других фильмов.
Как говорил Н. Бердяев, «высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия. Страх смерти — это один из наиболее глобальных и вечных страхов человека. По мнению М.Хайдеггера, без осознания этого страха человек как высоко развитая личность не может состояться. Осознание смерти как границы существования дает человеку возможность трансформировать энергию экзистенциального страха в стремление к самоопределению и самореализации в соответствии со своим предназначением в мире. Осознание реальности смерти означает осознание собственной абсолютной свободы, своей абсолютной ответственности перед собою за выбор своей судьбы».
Так что не случайно информация, содержащая элементы ужасов, практически всегда бессознательно и невольно используется взрослыми в воспитании детей с первых лет их жизни. Эти элементы можно наблюдать уже в детских колыбельных песнях (например, про серого волчка), которые поют матери своим грудным детям. Несколько позднее подобные элементы ужасов встречаются в детских стихотвореньицах и сказках, которые взрослые читают дошкольникам. Страшные сказки и истории нашли свое воплощение и в детском фольклоре, в частности, в так называемых «страшилках», которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение детям устным путем. Эта информация выполняет важную роль в формировании внутреннего мира ребенка и содержит в себе важный педагогически-воспитательный момент. Существует немало свидетельств того, что довольно часто любимые детские фантазии способны действовать в «долгосрочном» плане, то есть уже в детском возрасте они способны программировать будущий жизненный путь взрослого человека.
Другие материалы:
Взаимодействие
верхних уровней сознания
То, что сознание человека было условно разделено на три уровня – это не столь большая “ересь” и, в общем-то, обычный и традиционный прием. Гораздо более спорными могут показаться выводы и предположения о разумности млекопитающих, а также ...
Психоаналитическая теория
Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.
Диск ...
Понятие и типы темперамента
Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения. Поясним приведенное выше определение т ...