Большое значение при выборе профессии для студента оказывает тот комплекс психологических феноменов, который определяет формирование устойчивой профессиональной направленности каждого человека. Выбор профессии будет сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии и трудовой деятельности. Если эти данные совпадают, то можно говорить о мобилизации всех сил на достижение цели (получение именно этой профессии), если данные не будут совпадать, или в процессе учебы изменяться какие-либо установки, мотивы, перспективы, то это будет основным дезорганизующим фактором, влияющим на деятельность студента.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к выявлению новых потребностей общества, которое уже не может быть удовлетворено уровнем подготовки молодого поколения. Требуется целенаправленно и систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление и познание. Знание психологии важно для любой работы, и строительная деятельность не является исключением. Для того чтобы делать соответствующие выводы недостаточно знать и соблюдать законы психологии. Вместе с тем знание психологии дает возможность контролировать собственно-познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы, правильно принимать решения и т.д.
В понятии профессиональной направленности, как необходимого мобилизующего фактора, можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики: полноту и уровень направленности, ее интенсивность, длительность и устойчивость.
Психологическими механизмами профессиональной направленности личности могут выступать: структура мотивов и ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества.
Знание психических закономерностей, применение в процессе деятельности определенных психологических методов помогает регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической деятельности.
Характеризуя результат, уровень сформированности личности, необходимо развивать ценностные ориентации на будущую профессию. Ценностные ориентации, как форма сознания цели оказывает регулирующие воздействия на всю деятельность, связанную с достижением цели.
[1] Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Наука, 1986. - С.71-72.
[2] Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994. С.58.
[3] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – с.-323.
[4] Слободчиков В. И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога. // Вопросы психологии. - 1996. - №4.
[5] Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
[6] Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М.: Просвещение,1985. - с. – 30.
[7] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Педагогика, 1977. – с.-152.
[8] Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997. – с. – 46.
[9] Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 1998. – с.-66.
[10] Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991. – с.-62.
[11] Шишкина Л.И. Социально – правовые вопросы профориентации. – СПб.: Питер, 2003. – с.35.
Другие материалы:
Влияние тревожности на учебную деятельность.
Тревожность влияет на успешность деятельности детей. Как установлено, тревожность способствует деятельности в достаточно простых для индивида ситуациях и мешает – в сложных, при этом существенное значение имеет исходный уровень тревожност ...
Особенности тревожности в дошкольном,
Тревожность имеет ярко выраженную подростковую специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, кот ...
Тревожность, тревога и страх.
Значительные проблемы связаны с соотношением понятий «тревожность» («тревога») и «страх». Разграничение явлений тревоги и страха, закрепленное в соответствующих понятиях (Angst – нем., anxiety – англ., angiosse – фр. – безотчетный страх – ...