Так, в первом случае большое значение имеют свойства, которые в своей традиционной совокупности объединяются сангвиническим и холерическим темпераментами: высокая активность и реактивность, эмоциональная подвижность, пластичность и т.п. А во втором случае наряду с активностью важную роль играют свойства, присущие флегматику с его уравновешенностью и основательностью в работе, способностью к методичному выполнению однотипных операций, нужных, в частности, при внимательном изучении большого объема документов, хозяйственных операций и т.п.
В обоих случаях, очень ценным свойством темперамента, которое традиционно относилось к меланхолическому темпераменту (слабому типу нервной системы), является повышенная сенситивность (чувствительность), лежащая в основе интуиции. Как определено сейчас, индивиды со слабой нервной системой в условиях монотонной работы демонстрируют более высокую эффективность, допускают меньшее количество ошибок. «При переходе от монотонной, однообразной деятельности к деятельности с элементами «драматизма», т.е. с нерегулярным возникновением раздражителей, неравномерным распределением сенсорной нагрузки, наличием неожиданных стимулов, стрессовых ситуаций, преимущества получают лица с сильной нервной системой»[7]. Подобный дифференцированный подход можно обозначить и при сравнительном психологическом анализе следственных действий, в частности осмотра места происшествия и допроса, особенно в остро конфликтных ситуациях.
Если говорить о таких профессионально важных для юриста свойствах темперамента, как активность, динамичность, уравновешенность, сенситивность, эмоциональная подвижность, пластичность, мобильность, надлежит также выделить экстравертированность, лежащую в основе такой черты характера юриста, как коммуникабельность, определяет его умение устанавливать психологические контакты с различными людьми, оптимальным образом поддерживать и в нужном русле развивать с ними общение. Неразвитость этого свойства, нежелание формировать в себе эти качества могут стать серьезной преградой для успешного выполнения своих обязанностей лицом, занимающим должность следователя, прокурора и т.д.
Прирожденные свойства нервной системы, темперамент наряду с другими, и в первую очередь с социальными факторами играют важную роль в формировании личности, но быстрота реакции, подвижность нервных процессов имеют одинаковое отношение как к плохим, так и к хорошим поступкам человека. Свойства нервной системы, темперамента отражают лишь динамическую характеристику поведения. Но крайние варианты некоторых свойств темперамента при неблагоприятных условиях формирования личности нередко бывают связаны с нежелательными формами поведения, особенно в детском и юношеском возрасте. Если нет направленного воспитания такие крайние черты темперамента, как гипервозбудимость, психомоторная нестабильность, могут серьезно затруднять процессы социальной адаптации. В частности, индивид с неуравновешенным типом нервной системы, с существенным преобладанием возбуждения над торможением, гиперактивный, и не получивший должного воспитания и в силу всех этих обстоятельств не сформировавший в себе привычку корректировать недостатки своего темперамента, сложнее адаптируется к новым для него условиям, труднее привыкает к требованиям дисциплины и правопорядка, существенно ограничивающим его произвольную и плохо управляемую активность. Эмоциональная невыдержанность, эффективность таких лиц может быть причиной межличностных конфликтов в семье, на работе, в общественных местах и т.п. Итак, свойства темперамента часто проявляются в способах совершения преступления, в тех импульсивных действиях, которые в экстремальной обстановке совершения противоправных действий хуже поддаются сознательной волевой регуляции. Сильнее заметны свойства темперамента в преступлениях, которые носят остроконфликтный характер (убийства, нанесение телесных повреждений и т.п.), сопровождающихся яркими проявлениями аффективно окрашенных эмоций, которые бывает трудно скрыть от окружающих. В ходе проведения допроса, других следственных судебных действий нужно учитывать свойства темперамента свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), чтобы наиболее продуктивно развивать с ними в нужном направлении диалог.
Другие материалы:
Необходимость социального педагога в формировании коммуникативных навыков
младших школьников
Поскольку, как было установлено выше, коммуникативные навыки являются социально значимыми, в их формировании у детей младшего школьного возраста может принимать активное участие социальный педагог.
Социальный педагог - сотрудник, который ...
Общая характеристика понятия внушения
Внушение (суггестия) – форма непосредственного психического воздействия, связанная с ослаблением сознательного контроля; выступает как стихийный компонент повседневного общения или как специально организуемый вид коммуникации, рассчитанны ...
Резервы нашего сознания
Наше сознание таит в себе много тайн и загадок. Поэтому когда мы попадаем в очень тяжелые, критические или экстремальные ситуации, то очень часто скрытые, потенциальные возможности нашего организма проявляются самым неожиданным образом. Э ...